Претензии украинских компаний адресованы правительству России как собственнику Внешэкономбанка (ВЭБ), счета которого были заморожены в 1992 г. Впоследствии ВЭБ расплатился по долгам с населением Украины и России, а также с российскими юрлицами — вкладчиками банка, однако около 80 украинских компаний денег не получили. Сумма долга оценивается в $500 млн, говорит руководитель украинской ассоциации «Союз вкладчиков Внешэкономбанка СССР» (в нее входят около 50 пострадавших компаний) Тимур Хромаев.
В марте ассоциация предъявила в Киевский хозяйственный суд иск к Укрэксимбанку — правопреемнику ВЭБа на Украине. Сам ВЭБ стал соответчиком. А 1 июля ассоциация направила правительству России письмо (копия есть у «Ведомостей»), сообщив о намерении передать дело в Стокгольмский арбитраж. Письмо адресовано президенту Дмитрию Медведеву, премьеру Владимиру Путину, министру иностранных дел Сергею Лаврову и министру юстиции Александру Коновалову. Копия направлена в Стокгольмский арбитраж.
Между Россией и Украиной заключено соглашение о защите инвестиций, по которому споры об инвестициях могут быть рассмотрены в Стокгольмском арбитраже, говорит партнер «Нерр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. По договору сторонам дается шесть месяцев на внесудебное урегулирование споров с момента уведомления ответчика о намерении передать дело в Стокгольмский арбитраж, рассказывает партнер Clifford Chance Иван Марисин, такое письмо и направлено российскому правительству.
Скорее всего, Стокгольмский арбитраж решит, что спор подсуден ему, уверен Рачков. Истцу нужно доказать, что он является инвестором, а затем — нарушение его прав, поясняет Марисин. Эти вклады — инвестиции в российскую экономику, утверждает Хромаев.
Возможно, суд рассмотрит лишь споры по деньгам, вложенным в ВЭБ в течение двух недель, допускает Марисин: соглашение действует в отношении инвестиций, осуществленных после 1 января 1992 г., а вклады в ВЭБе были заморожены 13 января 1992 г.
Не исключено, что суд удовлетворит требования вкладчиков, но не полностью, уверен и Рачков: скорее всего, стороны найдут компромиссное решение.
Представитель ВЭБа от комментариев отказался. Наиболее оптимальный и конструктивный путь — урегулировать отношения с юрлицами путем выдачи им облигаций внутреннего валютного займа, как это было в России, заявлял в марте 2005 г. председатель ВЭБа Владимир Дмитриев агентству «Интерфакс-Украина». Представители Минфина России, а также премьера Украины Юлии Тимошенко не смогли прокомментировать ситуацию вчера вечером. Дозвониться до представителя МИД России вчера не удалось.