В пятницу глава Центробанка Сергей Игнатьев объяснил, почему в сентябре произошел такой значительный отток капитала из страны. «Чистый отток капитала из России за сентябрь, по нашим предварительным оценкам, составил млрд, в основном это происходило в форме прироста чистого притока иностранных активов банков, который составил млрд», — сообщил Игнатьев, выступая на пленарном заседании в Госдуме.
При этом, по его словам, объем обязательств банков перед нерезидентами снизился на $3 млрд, а совокупные иностранные активы увеличились на $16 млрд. Как рассказал глава Центробанка, в сентябре наблюдался чистый прирост иностранных активов в банковском секторе путем размещения российскими банками активов в зарубежных банках. Он отметил, что в большинстве случаев банки делали это исходя из законодательства и из своих потребностей. «Но, тем не менее, такие действия не способствуют стабилизации ситуации», — подчеркнул Игнатьев. Он напомнил, что накануне было выпущено письмо Банка России, в котором он рекомендует кредитным организациям не увеличивать иностранные активы, а результат этих рекомендаций будет учитываться при определении лимитов для банков по беззалоговым кредитам. «Эту меру трудно назвать рыночной, но я считаю ее обоснованной и необходимой в нынешней ситуации», — заявил председатель ЦБ.
Также Сергей Игнатьев высказал свое отношение к размеру процентных ставок по кредитам корпоративным клиентам. Они, по мнению главы ЦБ, в условиях масштабного оттока иностранного капитала не могут быть низкими. «Если мы хотим сохранить капитал в России, чтобы банки могли давать кредиты в рублях, нужно смириться на какой-то период с тем, что процентные ставки будут высокими», — сообщил председатель Банка России. По его словам, высокие ставки — это значит, что при инфляции в 15% (в годовом выражении) реальные позитивные ставки по кредитам должны быть на уровне 14-15% для хороших надежных заемщиков. Там, где риски для банков повыше, ставки могут быть повыше.