Блестящий советский поэт-фронтовик написал эти строки более сорока лет назад. Адресованы они были коммунистическим вождям той эпохи, в полной мере удовлетворившим свои личные потребности, невзирая на свои весьма посредственные способности. Тем лжепророкам, которые звали советский народ к «светлому будущему», веру в которое они сами давно утратили или были лишены ее изначально. Поэтическая истина универсальна и сохраняет свою актуальность так же, как закон всемирного тяготения. К огромному сожалению и стыду, те, кого в России принято называть политической элитой (кстати, слово это происходит от французского elite, что в переводе означает «лучшее»), так и не усвоили уроков нашего недавнего прошлого. Пренебрегающие интересами большинства сограждан в угоду личным или корпоративным интересам политические деятели, которым больше подходит определение «политические дельцы», стали в нашей стране такой же обыденностью, как снег зимой или рост цен на бензин круглый год.
Самое ужасное в нашей нынешней реальности заключается в том, что после столь пламенной преамбулы можно бы было описать практически любой эпизод из жизни российского политического класса. Похоже, наша политическая элита утратила моральные ориентиры. Однако, как говорит Михаил Леонтьев, мое внимание привлекло внешне незначительное событие, случившееся в Государственной Думе Российской Федерации в последний день октября. Там были презентованы проекты поправок в Закон о потребительском кредитовании и Уголовный кодекс РФ. Как сообщает газета «РБК daily»: «Поправки предусматривают введение уголовной ответственности для физического лица, получившего кредит в банке путем предоставления о себе «заведомо ложных сведений». Уровень задолженности, при которой против заемщика, уклоняющегося от погашения кредита, может быть возбуждено уголовное дело, предлагается снизить с 250 тысяч до 10 тысяч рублей. Если поправки будут приняты, за невозможность вернуть банку кредит заемщика можно будет посадить на два года. Законопроект о потребкредитовании подготовлен при поддержке Ассоциации региональных банков России».
То, что банкиры пекутся о своих интересах, – совершенно в порядке вещей и возмущения не вызывает. Пожалуй, можно сказать, что такая инициатива банкиров вызывает, скорее удивление отсутствием модного теперь понятия «социальная ответственность бизнеса» в этой законодательной инициативе и редкой недальновидностью. Не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать, во-первых, сложности при прохождении этой инициативы в парламенте и, во-вторых, социальные последствия принятия этих поправок.
Депутат от «Единой России» Андрей Исаев отозвался о законодательных новациях абсолютно справедливо:
«Снижение до 10 тысяч рублей уровня задолженности, при которой может наступить уголовная ответственность за невозврат кредита – это, простите за грубость, идиотизм. Сразу на память приходит сталинский закон о трех колосках, за которые, если находили у колхозника, сажали его в тюрьму».
К счастью, его возмущение разделил и Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, заявивший, что предложенные поправки Думой рассматриваться вообще не будут.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Есть, правда, некоторые небезинтересные детали. В соответствии с Конституцией России, Ассоциация региональных банков не наделена правом законодательной инициативы. Для того чтобы провести через парламент свой проект, банкирам нужно было найти думскую фракцию, которая выступила бы лоббистом их интересов. Этой фракцией оказалась «Справедливая Россия», позиционирующая себя как левая партия социал-демократического толка с выраженной социальной направленностью. Персонально «неблагодарную» роль банковского лоббиста взял на себя один из руководителей СР Анатолий Аксаков. Возвращаясь к нашему советскому прошлому, хочется задать риторический вопрос справедливороссам: «Как в этой партии обстоит дело с умом, честью и совестью?»
И последнее. Через три дня после бесславной попытки депутата Аксакова пролоббировать интересы банкиров, правительство Испании приняло план помощи семьям, которые в связи с финансовым кризисом испытывают затруднения при выплате ипотечных кредитов. План предусматривает двухлетний мораторий на выплату кредитов для лиц, потерявших работу в связи с сокращением рабочих мест, и целый ряд мер, направленных на поддержку этой категории лиц.
Не знаю, как вам, а мне после прочтения этой новости стало почему-то грустно. Не то чтобы захотелось эмигрировать на Пиринеи, нет. Но на следующих выборах в Думу я лично буду голосовать только за испанцев.