Ради спасения американской экономики Рузвельт пожертвовал свободным рынком. Главным результатом Нового курса Рузвельта стало значительное огосударствление экономики. О том, чем закончился кризис в США, напоминает журнал «Контракты».
К моменту избрания Франклина Рузвельта Президентом США у него не было четкой программы по оздоровлению экономики во время Великой депрессии. План складывался импровизированно. Сказывался недостаток опыта преодоления кризисов, подобных тому, что охватил экономику США в 1929-1933 гг. Первые 100 дней президентства ознаменовались появлением нескольких правительственных агентств, вмешательство которых в экономику было беспрецедентным для США. Это сейчас девальвация, манипулирование ценами и бюджетный дефицит стали стандартными инструментами регулирования, широко используемыми многими правительствами.
В первую очередь, Рузвельту пришлось заняться стабилизацией банковской и финансовой системы. Прежде всего, он запретил экспортировать золото, прекратив обмен банкнот на драгметалл (одним из главных пунктов Нового курса стал отказ от золотого стандарта и изъятие желтого металла из обращения, а также девальвация доллара). Затем, — на время подготовки законопроекта, призванного регулировать работу банковского сектора, — отправил все финучреждения на каникулы. От Рузвельта требовали провести национализацию банков, но вместо этого наиболее мощные финструктуры получили правительственные кредиты. За два года Реконструктивная финансовая корпорация выдала займы на $6 млрд. Доверие к банкам вернула программа госстрахования депозитов, а также решение разделить банки на коммерческие и инвестиционные.
Главным результатом Нового курса стало значительное огосударствление экономики. Созданная Рузвельтом Национальная администрация оздоровления промышленности фактически провела принудительное картелирование промышленности — в результате появилось 17 промышленных групп. Антимонопольное законодательство заменили так называемые кодексы конкуренции, по сути ограничившие конкуренцию. На основании кодексов устанавливались цены, условия кредитования, объем выпуска продукции и рынки сбыта предприятий.
Роль мобилизатора экономики выполняли социальные программы. Государство гарантировало прожиточный минимум, обеспечивало престарелых, инвалидов, неимущих. Большое значение Рузвельт отводил общественным работам (в основном строительству автострад федерального значения), на организацию которых правительство выделило $ 13 млрд.
Прошло немало времени, прежде чем эти меры дали результат. Только спустя четыре года после инаугурации Рузвельта уровень безработицы снизился с 25% до 14,3%. Но предотвратить вторую депрессию, наступившую в 1937 году, когда все макропоказатели США вновь стали ухудшаться, Рузвельт не смог. В 1939-м Министр финансов Генри Моргентау писал в своем дневнике: «Мы тратили больше, чем когда-либо, но это не работает… безработица все та же. А теперь еще этот огромный долг». И правда, после 6 лет непрерывного накачивания бюджетных средств в экономику один из пяти рабочих оставался без работы. Нобелевский лауреат Пол Кругман считает, что тогда экономику ослабило преждевременное решение Рузвельта о снижении расходов бюджета. Эффект же от госинвестиций был смазан увеличением налогового бремени.
Критикуют политику Рузвельта и экономисты Университета Калифорнии Гарольд Коул и Ли Оганян. Они считают, что, сдерживая конкуренцию, он продлил кризис на 7 лет. Рузвельт поощрял бизнес вступать в картельные сговоры и поднимать цены при условии, что предприятия гарантируют минимальную зарплату рабочим. Антитрастовое законодательство на компании не распространялось. МВД США жаловалось, что на протяжении двух лет на тендеры им приходили идентичные ценовые предложения от разных компаний. Все они были на 50% выше предложений иностранных фирм. Позднее и сам Рузвельт признал, что устранение ценовой конкуренции вызвало трудности. Новый виток роста промышленного производства начался только в 1939 году — импульс к выходу из кризиса дала Вторая мировая война.
Хотя многие экономисты оспаривают действенность реформ Рузвельта, никто не отрицает его заслуг. Все промахи, допущенные в самом начале кризиса, были списаны на предшественника Рузвельта — Герберта Гувера. Он якобы верил, что рынок сам справится с проблемами, а потому опоздал с антикризисными мерами. Главной ошибкой Гувера считают принятие в 1930-м закона Смута-Хоули, которым вдвое были увеличены ставки таможенных пошлин на большинство промышленных товаров и сельхозпродукции, ввозимых в США. В ответ страны, торгующие с Америкой, ввели против Штатов аналогичные меры, и американские предприятия потеряли рынки сбыта.