Медикам очень хорошо знаком такой термин, как «нулевой пациент» — это человек, с которого начинается эпидемия. Часто получается так, что сам он не страдает от симптомов того или иного заболевания, являясь при этом лишь его разносчиком. В истории самым ярким примером «нулевого пациента» может служить женщина-повар, известная как «тифозная Мэри» — именно из-за нее в 1901 — 1906 гг. по Нью-Йорку расползлась эпидемия тифа.
Вполне логично предположить, что эксперты рано или поздно задались бы вопросом — а кто был «нулевым пациентом» в эпидемии глобальной рецессии, распространившейся по всему миру? С причиной разобрались довольно быстро: «корнем зла» признали ипотечный кризис 2007 года. С начала 2000-х гг. воротилы Уолл-стрита разработали схему получения ипотечных кредитов для заемщиков, не могущих похвастаться безупречной кредитной историей. Такие займы получили название «субстандартных кредитов», и их массовая выдача началась в 2003 году.
Новая услуга получила бешеную популярность: зачастую для получения денег не требовалось даже предоставлять справку о доходах. Подкупал и тот факт, что первые три года выплаты по кредиту были льготными. Правда, вскоре сказка обернулась неприглядной былью: в 2006 — 2007 гг. выплаты возросли, а вкупе с увеличившейся безработицей это привело к тому, что людей начали в массовом порядке выселять из домов в связи с банкротством.
Подводной же частью этого айсберга стало создание вторичных ценных бумаг под залог этих кредитов. У всех рейтинговых агентств они были в большом почете — рейтинг не опускался ниже отметки ААА. Однако, когда в 2007 г. неблагополучные заемщики начали массово банкротиться, эти ценные бумаги резко упали в цене, что дало кризису гигантский толчок.
В поисках истины журналисты докопались до зачинателя кризиса. «Нулевым пациентом» стал некий гражданин США, купивший в 2003 г. дом в калифорнийском городе Стоктон. Чтобы обзавестись собственным жильем, гражданин взял «легкий» кредит и спустя чуть больше, чем три года, объявил себя банкротом. Последним шагом в установлении личности «спускового крючка» кризиса станет запрос в компанию Countrywide, выдавшей ему кредит: в заключенном договоре хранится и имя, и адрес, и номер телефона этого человека.