Курс доллара продолжает снижаться как на международных рынках, так и на ММВБ. Как по мановению волшебной палочки укрепляются по отношению к нему все валюты, начиная с евро и заканчивая рублем, который еще недавно (впервые с 1998 года) начали презрительно называть «деревянным».
С начала февраля по 23 марта доллар обесценился на 7,5% по отношению к корзине из 16-ти основных мировых валют. И это неудивительно, если учесть, что против «бакса» сейчас играют не спекулянты, а власти США, собирающиеся включить «печатный станок» ради повышения ликвидности на финансовых рынках страны.
Больше всех выигрывает в нынешней ситуации евро: в конце прошлого года он сильно подешевел, зато сейчас не только превысил к настоящему моменту отметку в 1,36, но и рвется, по прогнозам аналитиков крупнейших банков, к психологически важному уровню 1,4. Если же говорить о соотношении доллар/рубль, то здесь ситуация еще более впечатляющая: всего за месяц с небольшим, с 19 февраля по 23 марта, американская валюта потеряла по отношению к российской более трех пунктов – с 36 рублей за доллар она «скатилась» до 33 рублей. При этом давно обещанная коррекция так и не наступает, и все практически все мировые валюты в «едином порыве» продолжают укрепляться по отношению к денежной единице США.
Возникает резонный вопрос: что за этим стоит? Спекуляции, как предполагалось ранее, или объективные экономические факторы? От ответа на этот вопрос зависит ответ на другой: будет ли продолжаться ослабление американской валюты, и есть ли смысл в сложившейся ситуации хранить свои сбережения в долларах? В конце прошлого года, в разгар мирового финансового кризиса, интерес к доллару как инвестиционному инструменту, заметно возрос. Не пора ли теперь пересмотреть отношение к нему, с учетом динамики курсов мировых валют за последние несколько недель?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что толкает доллар вниз. И вспомнить, что падение курса американской валюты стало наиболее заметным и быстрым после того, как Федеральная резервная система США 20 марта заявила о готовящемся «вливании» в экономику страны 1 трлн долларов. Планируется, что примерно треть от этой суммы – 300 млрд – пойдет на выкуп долговых обязательств правительства в течение полугода. Еще 700 млрд будет направлено на вложения в ипотечные бумаги. Результатом второй из этих мер должно стать снижение процентных ставок по ипотечным кредитам и, как результат, оживление кредитной деятельности банков и оптимизация их кредитных портфелей.
Рынки расценили это однозначно: в США стартует новая финансовая политика, которую уже окрестили политикой «дешевых денег». Администрации Барака Обамы приходится запускать печатный станок с тем, чтобы вывести из коматозного состояния рынок секьюритизации активов. Без этого выход из нынешнего кризиса представляется невозможным, потому что не возобновится на докризисном уровне ни кредитование населения, ни кредитование реального сектора. А это значит, что не возникнут условия для возобновления экономического роста.
Сколько же долларов надо для того, чтобы эти условия создать? — Очень много, считают аналитики. Дело в том, что в США использовалась англо-саксонская экономическая модель, основанная на принципах секьюритизации, и здесь в среднем секьюритизировалось в 5 раз больше активов, чем в Европе. Таким образом, для восстановления этого рынка США по определению понадобится намного больше денег, чем европейским странам: по оценкам аналитиков, в ближайшие год-два долларов с этой целью напечатают в 2-3 раза больше, чем евро. Легко понять, что такой «денежный навес» будет давить на доллар и толкать его вниз. Во всяком случае, по отношению к единой европейской валюте, да и по отношению к другим «крепким» денежным единицам (например, британскому фунту стерлингов).
Американские финансисты, похоже, прекрасно отдают себе отчет в этом. Не случайно аналитики крупнейших банков США – Citigroup, Morgan Stanley и т.д. — рекомендуют инвесторам скупать евро. У них нет оснований полагать, что в обозримом будущем финансовая политика США претерпит изменения.
Дешевый доллар отвечает экономическим интересам страны, и ФРС США, скорее всего, так и будет в течение ближайших нескольких месяцев держать ставку рефинансирования в коридоре от нуля до 0,25% годовых.
Таким образом, с парой «доллар-евро» все более ли менее ясно: курс американской валюты будет идти вниз, возможно, с небольшими «отскоками», вызванными стремлением инвесторов зафиксировать прибыль. Будет ли развиваться по такой же модели ситуация вокруг пары «доллар-рубль»? Однозначный ответ на этот вопрос трудно дать.
С одной стороны, наш рынок также реагирует на изменение финансовой политики США, как и мировые биржи. С другой стороны, российские власти явно не заинтересованы в быстром укреплении национальной валюты. И их можно понять: «плавная девальвация», проведенная в конце прошлого – начале этого года, только-только начали приносить первые позитивные плоды. Появились признаки — пока только признаки — того, что стартовал процесс импортозамещения. Тот самый, который 10 лет назад, в 1999 году, обеспечил России сравнительно быстрый выход из кризиса 1998 года. Эксперты считают, что результаты этого процесса экономика ощутит на себе во втором квартале или даже ближе к концу текущего года. Но, чтобы положительная динамика сохранилась, необходимо, чтобы рубль остался на нынешних позициях по отношению к доллару и не демонстрировал реваншистских настроений.
Можно сделать вывод, что именно этой целью — не допустить слишком быстрого укрепления рубля — руководствуются и в ЦБ. Во всяком случае, эксперты отмечают, что в последние несколько торговых дней Банк России нет-нет, да играл на повышение курса доллара. Так что можно с большой долей вероятности прогнозировать, что он и дальше будет сдерживать попытки участников рынка «поднять» рубль. И будет создавать условия для того, чтобы рост курса национальной валюты оставался плавным.
Отсюда совет для тех, кто сейчас ломает голову — пришло ли время избавляться от доллара, или все-таки следует хранить часть сбережений в американской валюте.
Торопиться с избавлением от долларовых накоплений явно не стоит. Резкого падения курса «зеленого» Центральный Банк России в любом случае не допустит. А власти США при всей своей склонности к «дешевому доллару» не допустят обвала национальной валюты (например, в мае, как это прогнозируют некоторые пессимисты). Потому что сейчас их задача — не только «запустить» заново рынок секьюритизации активов, но и убедить инвесторов в том, что позициям доллара на рынке в качестве резервной валюты ничего не угрожает. То есть в том, что ослабление доллара носит исключительно временный характер и закончится, когда экономика США оправится от финансового кризиса, вызванного проблемами знаменитой ипотеки subprime и «токсичными активами» американских банков.