О тенденциях и перспективах энного газового конфликта в формате пресс-конференции на «Обозревателе» рассказал независимый эксперт Александр Нарбут.
Европа отказывается от российского газа
Эксперт заверил в том, что на сегодняшний день Европе не грозит дефицит природного газа. И этому есть ряд причин. Первая из них – превышение предложения газа над его спросом в странах Европы. «Происходит это благодаря небольшому спаду потребления. Параллельно с этим наблюдается рост (в пределах 5%) добычи в тех секторах, которые традиционно занимаются добычей газа », — пояснил Александр Нарбут.
Наблюдая за перипетиями «братских» отношений в газовой сфере между Украиной и Россией, европейцы пришли к выводу о необходимости как можно быстрее диверсифицировать источники поставок газа и создать дополнительную конкурентную среду. В частности, Европу интересуют маршруты доставки каспийского газа и стимулирование газопровода Набукко, который, согласно проекту, должен доставлять газ из Центральной Азии через Турцию в европейские страны.
Кроме того, наметилась устойчивая тенденция снижения потребления российского газа европейскими потребителями. Так, «если в позапрошлом году в Европу и страны ЕС поставлялось из России порядка 40% газа, то в первом квартале предыдущего года эта цифра уже была 34%, а в последнем квартале предыдущего года эта цифра уже была меньше 20%. По итогам первого квартала этого года потребление российского газа составляет всего лишь 14% от общеевропейского».
«Газпром» теряет рынок европейского газа, — делает вывод эксперт. Однако, «несмотря на большое раздражение, которое вызывает проблема отношений Украины и России в газо-энергетической сфере», Европа по-прежнему заинтересована в функционировании нашей газотранспортной системы, прежде всего, потому что «европейские компании имеют долгосрочные контракты с некими минимальными ограничениями поставок. Таким образом, Европе заинтересована в том, чтобы этот законтрактованный газ в холодный период все-таки поступал в Европу».
В случае же, если отношения Украины и России не и дальше будут развиваться «столь драматическим образом», Европа может принять решение о снижении потребления российского газа до 10%. «А России придется не на словах, а на деле доказывать тезис о том, что российский газ может найти новые рынки».
Слишком дорогие яблоки «Газпрома» гниют в амбаре
Александр Нарбут сравнил «Газпром» с амбаром, в котором гниют слишком дорогие яблоки. «В любом амбаре можно хранить массу яблок, и они будут там гнить, если установить непомерно высокую цену. Так точно сегодня происходит и с Газпромом – фантастические цены, которые поставил Газпром на свой газ, уменьшили спрос на него». «Это вступает в противоречие со здравым смыслом», — считает эксперт. «Фантастические» цены, установленные «Газпромом» на свой продукт, привели к прекращению закупок газа в Туркменистане и к уменьшению добычи на 20%. «Но кризис – в головах».
Причем, не только в российских. В то время, когда в январе этого года Юлия Владимировна убеждала своих политических оппонентов в том, что цена в 360 долларов за кубометр природного газа – сверхвыгодна для Украины и является самой низкой на постсоветском пространстве, за исключением Баларуси, «в этот период в Европе 360 долларов была самая высокая цена. При этом предложение газа по сопоставимым ценам в первом квартале нынешнего года было даже ниже 200 долларов у компании British Petroleum».
«Мы опережаем Европу не только по объемам потребления, но и по ценовой политике. Это результат тех соглашений, тех контрактов, которые были подписаны в январе нынешнего года», — рассказал Александр Нарбут.
Газовые контракты: выигравшая сторона на самом деле проигрывает
Украино-российские газовые соглашения «имеют ярко выраженный дисбаланс» — ценовой и по платежным условиям, — считает Александр Нарбут. В частности, условия контрактов на поставку и прокачку природного газа «существенным образом отличаются». «В первом случае есть жесткие обязательства по объемам, которые Украина должна отбирать. Но на прокачку никаких строгих объемов не зафиксировано».
«Спад потребления российского природного газа и на украинском, и на европейском рынке – звенья одной цепи: несбалансированные отношения ведут к тому, что выигравшая сторона на самом деле проигрывает». Поэтому «для России сегодня очень важно проанализировать проблемы сбыта российского газа в Украине, в странах постсоветского пространства, в Европе, сделать свои выводы, изменить ценовую политику. Возможно, занять более гибкую позицию, пойти на то, чтобы пересмотреть определенные контракты».
Что касается контрактов на поставку российского газа в Украину, то их, по словам Александра Нарбута, не просто можно, но и нужно менять. «Это действующие межправительственные соглашения, которые никто не отменял, ратифицированные обеими странами», — говорит он. «Правительства Украины и России обязаны по этому соглашению подписывать ежегодный протокол, на основании которого хозяйствующие субъекты должны заключать свои контрактные обязательства».
Но в конце 2008 года украинская сторона действовала «весьма своеобразно». Подписывались «некие меморандумы», интерпретируемые обеими сторонами по-разному. Затем шла речь о переходном периоде, в течение которого цены на газ будут «постепенно расти», о том, что «ставка транзита обязательно будет сбалансировано подниматься вместе с ростом стоимости газа». Но в результате история закончилась «газовой капитуляцией», как назвал это Александр Нарбут: «правительство не удосужилось на экспертном уровне оценить качество контрактов, которые было предложено подписать, несмотря на сопротивление менеджмента НАК «Нефтегаз» и отсутствие альтернативных вариантов решений. Выданная письменная директива премьер-министра Юлии Тимошенко и побудила подписать эти контракты».
У Кабмина проблемы с элементарной математикой и профессионалами
Наблюдая за последним визитом премьер-министра Украины в Брюссель, Александр Нарбут заметил «жонглирование цифрами». Так, в качестве суммы, «которая необходима для того, чтобы обеспечить необходимый объем закачки газа в украинские хранилища», была названа цифра 4,2 миллиарда долларов.
По словам эксперта, Кабинет Министров «вытянул эту цифру», «даже не удосужившись сделать какие-то простейшие математические операции». А расчеты действительно достаточно просты. «Скажем, на начало сезона в украинских хранилищах было 15 с небольшим миллиардов кубометров газа. Соответственно, для того, чтобы обеспечить устойчивое потребление в зимний период, этого объема в принципе хватает. Для того чтобы иметь хорошо организованный, динамичный процесс поднятия газа в объемах на уровне до 200 миллионов кубометров в сутки, надо иметь запас газа в хранилищах на уровне 25 миллиардов. Таким образом, простая арифметическая операция показывает, что достаточно от начала закачки закачать 10 миллиардов для того, чтобы иметь великолепную возможность в зимний период справиться с кризисами, подобными тому, который был в январе, и обеспечить транзитные потоки газа в Европу. Даже по цене первого квартала в 360 долларов за тысячу кубометров – а большая часть закачки приходится на второй и третий квартал, — 10 миллиардов кубометров газа– это 3,6 миллиарда долларов». «Если считать реально, сколько стоит 10 миллиардов кубометров газа в период закачки, то стоимость – порядка 2 миллиардов долларов. С учетом уже выплаченных сумм на оставшихся период закачки правительству достаточно иметь в своем распоряжении 1,6-1,7 миллиарда долларов для того, чтобы полностью рассчитаться с «Газпромом».
Зачем правительству такой большой «запас»? Александр Нарбут предполагает: для того, чтобы «получить средства для расчетов в целом за весь поставляемый в Украину газ и, возможно, еще и помочь «Нефтегазу» выполнить какие-то обязательства перед бюджетом».
Такая грубая «прикидка» вызвала сомнение у европейцев, умеющих хорошо считать, и они «резонно решили, что нужно усилить мониторинг, и, в первую очередь, заняться вопросом хранилищ».
По словам Александра Нарбута, в Кабинете Министров нужны профессионалы, а не люди «с большим экспертным опытом в развитии гражданского общества в Украине». В качестве альтернативы он предлагает создать профессиональную группу экспертов, «которые понимают, как нужно решать эту задачу». «И было бы очень неплохо, если бы в Украине была сформирована некая миссия, которая могла бы возглавляться кем-то из чрезвычайных и полномочных послов или первым заместителем министра иностранных дел». «Я думаю, эта миссия могла бы носить достаточно продолжительный характер, потому что очевидно, что вопросы энергобезопасности являются ключевыми в вопросах стратегического суверенитета государства. Эта миссия могла бы работать и в направлении сбалансирования отношений с Россией, и с европейцами. Думаю, было бы не лишним, если бы профессиональные дипломаты, говорящие на одном языке, понимающие вопросы экономики, могли быть на острие этих вопросов».