Цены на продукты в России с начала года выросли на 6,8%. Больше остальных подскочили цены на овощи (22%) и фрукты ( 15,1%). Тем временем в Европе цены на снедь падают.
По данным Росстата, из кошелька российского потребителя все больше денег уходит на овощи и фрукты, а также на сахар, джем, мед, шоколад, конфеты (за первые пять месяцев 2009 года эти продукты подорожали на 13,4%), рыбу и морепродукты ( 11,1%).
Цены на некоторые из этих продуктов поднялись и в Европе, однако стоимость ряда других товаров падает. Например, в среднем в 27 странах Евросоюза на 1,5% подешевели молочные изделия (сыр и молоко), на 3,7% — жиры и масла, а рыба — на 1%. Больше всего снизились цены на продукты питания в Эстонии, Португалии, Испании, Ирландии, Словакии, Австрии, Латвии, Германии и Дании (в среднем на 2%).
«Цены на продукты зависят от импорта, а потоки зарубежных товаров в Россию сокращаются, что сказывается на стоимости товаров. К тому же у нас много перекупщиков, которые делают много наценок», — рассказал «Труду» руководитель отдела аналитики агентства «Интегрум» Игорь Чесноков. Вторит ему и председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: «В Европе лучше развито фермерство и переработка, обострена конкуренция, которая позволяет не повышать цены при снижении доходов населения».
Большое влияние на ценообразование оказывает политика государства. В Европе более дешевые кредиты для предпринимателей, а в России этот и другие барьеры не могут преодолеть. «С начала года на 20% подорожало электричество и другие бытовые услуги. Все повышенные расходы закладываются в стоимость продукта, поэтому цены и растут», — объясняет председатель правления КонфОП.
Все эти факторы не позволяют ценам опускаться вслед за платежеспособным спросом. «Инфляционное давление слишком сильное. В долгосрочной перспективе могут подешеветь только социально значимые продукты, такие как хлеб, крупа, молоко. Но они и так дешевые», — заключает аналитик агентства «Финам» Сергей Фильченков.
Параллели
В Европе цены замерзли
Цены на основные товары в Испании остались практически прежними. По словам продавца частного продуктового магазина Мадрида Хуана Мендоса, батон хлеба стоит около 1 евро, пакет молока — 1,3 евро, колбаса — около 2,5 евро за кг, мясо — в среднем 5 евро за кг, шоколад — 1,2 евро за плитку. В Португалии хлеб стоит в среднем 0,7 евро за батон, пакет молока — 1 евро, колбаса — около 2,2 евро за кг, мясо — около 4,5 евро за кг. Во Франции хлеб обходится в 1,5-2 евро за батон, молоко — 1,5 евро за пакет, колбаса — около 3 евро за кг, мясо — около 6 евро. Эдуард Гущин Мадрид
Послабления
Торговать с лотков — до 2014 года
Госдума продлила существование открытых рынков в больших городах на три года, в райцентрах — на пять лет.
Глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров пояснил «Труду», что к 1 января 2010 года около 20% инвесторов не успевают построить капитальные здания рынков, как это предполагалось ранее.
«Если бы закон вступил в силу, то из 3500 российских рынков закрылись бы 10%», — говорит депутат. Необходимость переноса сроков в Госдуме связывают не только с проблемами инвесторов, но и с ущербом, который понесут частники, торгующие овощами и фруктами с приусадебного участка. По данным комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, 65% торговли продуктами в России приходится на малый бизнес, лишь 15% продуктов россияне покупают в супермаркетах.
Мнения
Сергей Фильченков, аналитик агентства "ФИНАМ":
— Почти 50% продуктов питания в России — импортные. Из-за укрепления доллара закупщики платят больше денег за тот же товар, потом переплачивают перекупщики, затем другие, и так по цепочке. Поэтому потребителю приходится покупать дорогой продукт. Кстати, с начала 2009 года отмечен рост российского рынка продуктов почти на 8,5%. Интересно, что вырос рынок не за счет повышения покупательского спроса, а из-за увеличения цен на продукты.
Игорь Чесноков, руководитель департамента аналитики агентства "Интегрум":
— Российская экономика молодая, и рыночные механизмы у нас не отработаны. Только в России предложение определяет спрос, а не наоборот, как в других странах. К тому же политика государства, например, по заморозке цен, неэффективна. Непродуманное и несовершенное законодательство не позволяет наладить работу бизнеса, из-за чего предприниматели, чтобы покрыть растущие расходы, переплачивают и завышают цены.
Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП:
— Правительство придерживается политики сохранения барьеров для импорта, поэтому мы не можем наладить здоровую конкуренцию на рынке. Нам нужно больше фермеров, производителей, переработчиков, чтобы избавиться от монополизма в отраслях. А он уже сложился, как, например, в сфере переработки молока.
Если заняться экономическими вопросами сейчас, то через 3-5 лет мы сможем получить первые результаты. И даже при снижении импорта будем иметь доступные товары.