«Как здорово он нагнул олигархов!», «Как поставил на место зажравшихся чиновников!»». «Это же надо — в момент решил конфликт и вернул людям работу и деньги!». Так отреагировала наиболее одураченная официальной пропагандой часть электорального плебса на широко разрекламированный визит главы российского правительства В. Путина в Пикалево, где оставшиеся без работы и денег рабочие и служащие трех заводов, кормивших этот небольшой город, в отчаянии перекрыли федеральную трассу Санкт-Петербург-Москва. Премьер, срочно прилетевший в Пикалево вместе с владельцами предприятий, включая крупнейшего российского олигарха О. Дерипаску, заставил их подписать соглашение об урегулировании конфликта, сурово отчитав как самих бизнесменов, так и сопровождавших его областных руководителей. Все это, подробно и со смаком поданное в новостных телеканалах, вызвало восторженные отклики у легковерной публики, что и понятно — людей уже давно целенаправленно, цинично и массированно сбивают с толку, выдавая второстепенное за главное, дешевый пропагандистский жест за серьезную и искреннюю заботу о людях. Этой мнимой искренности поверила даже оппозиционная «Советская Россия», сочувственно процитировавшая гневный выпад Путина против обнаглевших хозяев предприятий: «Сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма и, может быть, просто жадности тысячи людей. Это абсолютно недопустимо, где же социальная ответственность бизнеса?».
Святая простота! Для капиталистов главное прибыль, зачастую любой ценой. Призывать их к социальной ответственности то же самое, что пытаться сделать хищника, того же волка, например, вегетарианцем. Во всех без исключения высокоразвитых странах Запада «социальную ответственность» бизнес проявляет только под сильнейшим давлением извне, когда ее отсутствие грозит потерей доходов. Все это известно каждому образованному человеку. Господин Путин, однако, лелеет сладкие иллюзии «гуманного» капитализма уже многие годы. «Советская Россия», правда, этих иллюзий в силу своей оппозиционности просто не может разделять. Одна разовая акция, пишет она, не заменит отсутствия в стране системы защиты интересов трудящихся. Предприятий, подобных пикалевским, в стране сотни, если не тысячи. Многие из них в критическом состоянии. Поспеть везде премьеру попросту невозможно.
Что правда, то правда. Никакой системы защиты прав трудящихся в стране нет. Ее остатки, сохранившиеся с советских времен, окончательно добили в период правления Путина. В условиях возросшего правового произвола и власти больших денег на обломках социальной ответственности советского периода сформировалась система защиты интересов предпринимателей-капиталистов, сплошь и рядом безнаказанно попирающих права трудящихся. При открытой поддержке и поощрении этой системы со стороны руководителей «демократической» России. Сам премьер на встрече в Пикалево фактически признал это, несколько раз назвав акцию рабочих, перекрывших федеральную трассу, «беззаконием». А вот действия предпринимателей, несмотря на жесткие слова в их адрес, «беззаконием» не посчитал. Хотя они почти полгода не выплачивали людям зарплату и довели их семьи до безвыходности и отчаяния. А ведь то же федеральное законодательство предусматривает за это строгую ответственность и обязывает прокуратуру незамедлительно возбуждать иски по задержкам зарплаты. Так что «искренности» в путинских обличениях олигархов, которая, увы, ввела в заблуждение даже противников нынешнего российского режима, нет ни грана. Типичное лицемерие, замаскированное под заботу о голодных семьях потерявших работу. Если бы премьер действительно проникся сочувствием к этим людям, он поддержал бы звучавшие на всех уровнях предложения национализировать эти предприятия, это и было бы реальной и твердой гарантией того, что издевательства над их работниками больше не допустят.
Кстати, против этого особо не возражал даже менеджмент остановленных предприятий — «эффективные» частные собственники вроде Дерипаски довели их до фактического развала, превратив, по выражению самого Путина, совсем недавно высокорентабельные производства в «помойку». Но премьер принял сторону не рабочих, а их обанкротившихся по сути хозяев. Фактически помог тому же Дерипаске сохранить завод. За чей счет? Конечно же, за счет налогоплательщиков, за счет государства, как он это проделывал уже не раз. Тем же промышленным тузам и особенно банкирам, как известно, выделялись огромные средства, чтобы поддержать их на плаву в кризисный период. Понятно, почему Дерипаска так проворно, не смущаясь сурового взгляда премьера, подписал документ об урегулировании конфликта — переведя рабочим 100 миллионов рублей, он получит от государства куда больше. Судя по всему, закулисную сделку с хозяевами предприятий Путин заключил еще по пути в Пикалево, на борту вертолета. Ну а прилетев на место событий, разыграл сцену возмущения и негодования их действиями.
А ведь ловко, надо признать, все было сделано! В государственных делах Путин и его питерская команда так и не научились толком разбираться, руководство страной еще никогда не было таким малограмотным и некомпетентным, а вот в искусстве щегольнуть острым словцом, умении накачать свои рейтинги показной активностью и такой же показушной «заботой» о людях птенцы гнезда ельциновского действительно профессионалы высокого класса! Сыграют так мастерски и так убедительно, что им начинают верить даже вопреки всем очевидным фактам. Тому, например, свидетельствочто число долларовых миллиардеров в стране за годы путинского правления возросло в четыре раза, что именно в эти годы крупный капитал резко укрепил свои позиции, что именно при Путине в стране была создана атмосфера, когда за деньги, большие деньги можно купить кого угодно и что угодно — вплоть до министерских постов. Такого разгула беззакония и всевластия олигархической братии, тесно сросшейся с правительственной верхушкой, не было даже при пьяном дуреломе Ельцине. Он хоть иногда, в редкие минуты протрезвления, мог ударить кулаком по столу и одернуть зарвавшихся олигархов и спевшихся с ними правительственных чиновников. Путин не способен даже на это. Ходорковского посадили лишь потому, что он, упиваясь своим экономическим могуществом, решил напрямую прибрать к рукам еще и политическую власть. Отдавать же ее питерская команда во главе со своим неизменным капитаном отнюдь не собиралась.
«Почему здесь забегали все, как тараканы, перед моим приездом? Почему раньше здесь не было людей, которые способные принимать решения?» — горько вопрошал Путин в Пикалево. Но этот вопрос куда уместней задать в его адрес. Пикалевские заводы остановились еще в ноябре прошлого года, коллективные письма с просьбой о помощи потоком шли во все инстанции, их направляли и премьеру, и президенту. Оппозиционная печать, та же «Советская Россия», не раз обращала внимание на бедственное и все ухудшавшееся положение людей. И никакой реакции… И президенту, и премьеру, постоянно призывавшим к социальной поддержке людей в кризисных условиях, заняться реальной помощью потерявшим работу в Пикалево тысячам людей было недосуг. Да и вряд ли Путин прилетел в этот городок, если бы не экономический форум в Санкт-Петербурге, куда съехались представители мировой экономической и финансовой элиты. Неудобно как-то было ораторствовать с его трибун о «социальной ответственности» властей и бизнеса в период кризиса, когда совсем рядом, в той же ленинградской области, сотни голодных людей перекрыли федеральную трассу именно потому, что власти и бизнес бросили их на произвол судьбы. Перед западными друзьями, конечно же, неудобно, к мнению своего народа российские руководители давно уже не прислушиваются. И Путин прямо с форума помчался в Пикалево, почувствовав, что здесь можно одновременно заработать и неплохие пиарочки уже в расчете на внутреннюю аудиторию.
Ну а как же его хваленая «вертикаль власти», которая в силу своих служебных обязанностей должна была урегулировать возникший конфликт? Она привычно бездействовала как на федеральном, так и на местном уровнях. Едва ли не самые многочисленные в мире правоохранительные органы продемонстрировали свою полную неспособность пресечь явное беззаконие. Партийные организации «Единой России», профсоюзы, всевозможные защитники демократических прав и свобод привычно отмалчивались. Потребовался начальственный окрик премьера, чтобы вся эта махина хоть чуть-чуть оживилась и сдвинулась с места.
Хороша, нечего сказать, у нас власть, замкнутая на одного человека! Ее беспомощность, неспособность оперативно и грамотно решать возникающие проблемы очевидны. И основную вину за это несет сам Путин. За годы своего правления он так и не сумел наладить сколько-нибудь эффективной работы государственного аппарата, наоборот, последние остатки этой эффективности исчезали в эти годы буквально на глазах. Имеется в виду, конечно же, реальная, а не показная эффективность. Показуха-то прет со страшной силой. Никогда еще первые лица страны так открыто, назойливо и цинично не рекламировали самих себя, изображая широко транслируемую рептильными телеканалами интенсивную «государственническую деятельность. По сути «демократические» правители России только этим и занимаются. Реального управление в стране давно нет. Есть пиар-управление, при котором вроде бы верные указания и правильные слова высоких руководителей не только не подкрепляются их конкретными делами, а зачастую прямо им противоречат. Разрыв между словом и делом у лидеров страны в послесталинский период постоянно возрастал. Сегодня он достиг такой стадии, что почти наверняка можно сказать: если нынешние российские руководители и начинают с чем-то борьбу, то она приведет к прямо противоположным результатам. Коррупция как и бюрократизм, например, только усилятся, положение малого и среднего бизнеса станет еще хуже, а от попыток уменьшить бедность выиграют самые богатые… Но парадокс в том, что это ухудшение кремлевские ловкачи прямо-таки виртуозно используют для повышения своего имиджа и добиваются своего. Обывателя в силу его ограниченности и примитивизма обманывают и дурачат во всех капиталистических странах. В России же ставят непревзойденные рекорды такого обмана, достойных внесения в книгу Гинесса.
Тот же визит в Пикалево рейтинг Путина, например, временно, но все-таки повысил. А вот планку государственного управления опустил еще ниже. Российский премьер в очередной раз показал, что, несмотря на грозные обличения некомпетентного и бездеятельного чиновничества, он фактически смирился с этой бездеятельностью. Иначе не стал бы заниматься тем, чем согласно элементарным азам управленческой деятельности, четко разграничивающим функций его различных уровней, должны заниматься другие. Впрочем, тут все понятно. Недалекие политики всегда идут по линии наименьшего сопротивления. Куда легче затыкать собой возникшую социальную «дыру», тем более когда у тебя в руках огромные резервный фонд правительства, чем воспитывать, учить, наказывать, снимать, сажать и т.д. тех аппаратных чиновников и их руководителей, от кого зависит появления этих «дыр», тысячами возникающих сейчас в условиях экономического кризиса.
Даже в самые непростые периоды Сталин не мотался по стране, гася потенциальные очаги разного рода конфликтов. Он наладил высокоэффективную систему государственного управления, рационально и гибко взаимодействующую с партийными, профсоюзными и общественными организациями, и постоянно контролировал и совершенствовал работу ее ключевых звеньев. Важнейшим и неотъемлемым качеством руководителей всех уровней и всех структур считалось умение принимать самостоятельные решения и брать на себя необходимую ответственность. Но карлики, несмотря на все их «государственные» потуги, никогда не дотянутся до гигантов! Карлики вроде Ельцина заменяли реальное управление страной дешевыми популистскими жестами и самолюбованием на этом фоне своей «решительностью». Тот ведь не раз в ходе своих поездок по регионам картинно снимал перед телекамерами проштрафившихся директоров предприятий, которые потом без особых проблем возвращались на свои посты, о чем, естественно, средства массовой информации не сообщали. Путинское руководство идет по такому же пути, даже не сознавая, что своими спонтанными, судорожными действиями только создает себе все новые и новые проблемы, которые потом героическими усилиями придется преодолевать.
Какие реальные выводы из урегулирования по-пикалевски сделают работники сотен, если не тысяч предприятий разных регионов России, попавших в кризисную ситуацию? Они, прежде всего, перестанут доверять власти как на местах, так и центре. И начнут требовать для решения возникших конфликтов только приезда «первых лиц». Ну и вывод второй. Своих целей, то есть приезда этих первых лиц можно добиться лишь путем чрезвычайных акций, выходящих за рамки закона — перекрытием трасс, блокированием административных зданий, взятием заложников и т.д. Будет ли это способствовать экономической и социальной стабильности в стране, к которой так маниакально стремится нынешнее российское руководство. Ответ очевиден. Не случайно буквально через несколько дней после путинской поездки президент Медведев публично заявил о недопустимости расчетов и надежд на приезд «первых лиц» как средства урегулирования трудовых конфликтов на местах. Увы, поезд ушел. Обращения на самый «верх» с просьбой лично прибыть, наказать и урегулировать то, что вполне могут решить на местах, пошли лавиной. Что посеешь, то и пожнешь. Даже на день вперед власть заглянуть не способна, живет текущей минутой и утешает себя краткосрочным эффектом. Одним словом, временщики…
Ну а в самом Пикалево люди славят своего благодетеля, вернувшего им деньги и работу. «Больше всего мы соскучились по маслу и молоку. Теперь хоть купить их можем. А раньше и на хлеб денег не хватало. А надо же детей кормить… » «Знакомые, да и я тоже заказываем портреты Владимира Владимировича. С Интернета скачиваем… Он спас Пикалево, теперь на него у нас все молиться будут», — делились своей радостью с корреспондентами центральных газет жители этого городка.
Что ж, Путин — герой, настоящий герой, совершивший почти невозможное… Сначала своими многолетними действиями, точнее бездействием, позволил обезумевшим от жадности хозяевам частных предприятий довести их работников до голода, до отчаяния, а затем заставить этих хозяев бросить людям кость со своего стола ради их временного успокоения. И при этом стать в их глазах чуть ли не защитником интересов трудящихся! Ведь это факт, что ограбленные и обманутые как своими хозяевами, так и потакавшей им правительственной властью люди, чуть ли не руки целуют ее высокому представителю за то, что им наконец-то дали возможность купить хлеб и молоко своим детям на заработанные, но не выплачивавшиеся полгода деньги… Поистине, такое возможно только в России!
Посмотрим, однако, как долго в Пикалево будут молиться на своего благодетеля. Ведь предприятия остались в руках тех, кто доказал свою полную неспособность быть эффективным собственником. А в скором времени, подождав, когда утихнет шум, они вновь начнут решать свои проблемы за счет работников. Тем более что кризис, даже по признаниям властей, далеко не преодолен. А расплачиваться за него в нынешней России, как, впрочем, и в любой другой капиталистической стране, все равно придется простым людям. Даже когда им временно и подбросили кое-что на хлеб и молоко.