Когда немецкие власти поддержали предложение альянса канадской Magna и российского Сбербанка о покупке Opel, в Москве сильно обрадовались. Как выясняется сейчас, с эмоциями поторопились. Теперь свое слово намерен сказать основной акционер Opel — концерн General Motors. И это слово скорее всего будет «нет». Неужели и в этом случае американцы будут руководствоваться принципом «лишь бы русским не досталось»?
В понедельник совет директоров GM впервые собрался в обновленном составе после процедуры банкротства и заседал весь день. Основной вопрос на повестке дня — судьба Opel, в котором концерн владеет 35% (это больше чем блок-пакет). На момент подписания номера в печать итоги заседания еще не были известны, но кое-какие слухи все-таки просочились. Как сообщило агентство Bloomberg, американцы склоняются к тому, чтобы продать Opel не российско-канадскому консорциуму, а бельгийскому фонду RHJ International.
Между тем еще несколько недель назад казалось, что сделка уже практически завершена. Напомним, к середине июля альянс Magna-Сбербанк уже достиг договоренностей с федеральным и земельным правительством Германии (еще один крупный акционер автопроизводителя), кроме того, также было получено согласие профсоюза Opel. General Motors, находившийся тогда в процессе банкротства, не возражал. Но тут появились бельгийцы, закончился процесс банкротства GM, и все завертелось с новой силой. Выяснилось, что прежние договоренности ничего не значат.
Теперь акционеры объявили новый виток соревнований: кто инвестирует в Opel больше. При этом Magna уже и без того увеличила свое предложение с изначальных 100 млн евро до 350 млн. Есть ли смысл предлагать еще? В пресс-службе Сбербанка в понедельник отказались давать какие-либо комментарии по предполагаемой сделке до ее окончания.
При этом, надо отметить, предложение RHJ выглядит менее привлекательным в плане финансовых вливаний в Opel — «всего» 175 млн евро, которые будут уплачены немедленно, плюс еще 100 млн евро в 2012 г. Так в чем тогда дело?
Версий несколько. Во-первых, не исключено, что GM сознательно решился на публичный конфликт с немцами — чтобы никто не забыл, кто у Opel настоящий хозяин. В пользу этой версии говорит, например, тот факт, что для немецких политиков консорциум Magna-Сбербанк по-прежнему остается фаворитом. Главы федеральных земель Гессен и Тюрингия, где расположены заводы Opel, подчеркнули, что на финансовую поддержку от немецкого правительства может рассчитывать только российско-канадский альянс.
Во-вторых, есть в этой истории и «антироссийский» след. По крайней мере, история с Opel вызывает стойкое ощущение дежавю. Уже не раз наши компании пытались купить крупные компании в Европе и США и в большинстве случаев получали от ворот поворот. «Боятся, что варвары придут», — несколько лет назад язвил первый зампред «Газпрома» Александр Медведев, когда «Газпром» собирался купить британскую компанию Centrica, а британцы бросились на защиту своих рубежей. Возможно, и в этом случае сработал рефлекс: так не достанься же ты русским!
Между тем Севастьян Козицын из компании «БрокерКредитСервис» утверждает, что при российском высоком инженерном потенциале и индивидуальных качествах работников в кооперации с европейскими автопроизводителями в течение 5 лет может быть создан автомобиль, конкурирующий, как минимум, с азиатскими моделями. «В России благоприятная инфраструктура, налаженная логистика. Правда, имеются и свои недостатки: низкий контроль качества и высокий уровень брака», — отмечает эксперт. Напомним, одним из планов Magna был перенос части сборки в Россию на конвейер ГАЗа в Нижнем Новгороде.
Во вторник официальные представители немецкого правительства и члены руководства американского автоконцерна General Motors проведут встречу с оставшимися претендентами на покупку компании Opel. Если они не договорятся о выборе покупателя, компания будет подвергнута процедуре банкротства.
Впрочем, может случиться так, что проигрыш российско-канадского альянса в этой борьбе обернется выигрышем в другом поединке. В понедельник в руководстве концерна Ford заявили, что приостанавливают переговоры о продаже принадлежащей ему компании Volvo до тех пор, пока не решится вопрос с Opel. Какая связь? Прямая. Volvo продадут тому, кому не достанется немецкий производитель.