Совет министров страны запретил всякую торговлю через посредников. Теперь, если четко следовать новому постановлению, компании могут покупать товары только у производителя или его представителя. Например, для закупки бумаги и ручек для офисной работы даже владельцу пары киосков придется отряжать экспедиторов в командировки на бумажную фабрику, а затем и фабрику ручек. Не у всех же есть фирменные магазины. Так Минск хочет бороться с недобросовестными посредниками-спекулянтами. Россия от них тоже страдает, но до таких мер мы еще не дошли.
Смысл написанного бюрократическим языком постановления ясен. Любое белорусское предприятие, будь оно частное или государственное, обязано покупать товары только у самих производителей.
Исключений нет. Единственное подобие лазейки — это возможность существования «официальных торговых представителей». Но и здесь все очень непросто. Списки производителей утверждаются не иначе как по «согласованию с заместителями премьер-министра Республики Беларусь согласно курируемым направлениям».
Похоже, белорусское правительство очень верит в национальный бизнес, если подвергает его таким испытаниям. Ведь фактически без оптовой торговли в современной глобальной экономике не может обойтись ни одна страна. На практике это означает воссоздание худших пороков советской экономической модели — армии закупочных агентов, которые осаждают любой завод.
Если раньше можно было закупать у одного оптового посредника всю офисную мебель, то теперь придется бегать по куче предприятий, объясняет руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
— Эффективность упадет. Возможно, все подешевеет, но покупаться будут через пень-колоду: будут огромные отделы сбыта и еще большие отделы закупок. А мелкие компании не в центральных городах столкнутся с падением сбыта. Многие предпочтут купить товары у предприятий поближе, — считает он.
Зачем потребовалось принимать такое странное постановление? Возможно, причина лежит в сделанном неделю назад заявлении президента Белоруссии Александра Лукашенко: «Надо активизировать наших бизнесменов, помочь реализовать запасы продукции, которые скопились на складах». Вот правительство и взяло под козырек и «разгружает склады».
К чему это может привести? Российской экономике это повредит несильно — масштабы наших экономик несоизмеримы, говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
— Никакого положительного эффекта для национальной экономики такой протекционизм не принесет. Только Лукашенко так думает вместе со своими советниками, — пояснил он.
Очень похоже, что постановление было принято в спешке и скоро будет радикально пересмотрено, успокаивает член общественного совета при администрации президента Белоруссии Сергей Мусиенко.
— По стране уже поднялась волна возмущений и вопросов. Во вторник министру экономики уже пришлось давать разъяснения, что действующие контракты постановление не затрагивает. А Совмин уже дал поручение доработать документ, — говорит эксперт.
Антикризисные инициативы Лукашенко
Последние несколько месяцев белорусский президент Александр Лукашенко усиленно борется с импортом. Так, в апреле Минск увеличил ввозные пошлины на импортную морковь, свеклу, лук, картофель и капусту. Повышенные пошлины, которые составляют 180% от таможенной стоимости, будут действовать до конца лета. Кроме того, до конца года увеличены ставки налога на импорт ряда потребительских товаров, в том числе на телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, пылесосы, тюнеры и часы.
Кроме того, Управление делами президента Белоруссии запретило ввоз в страну готовой рыбы и морепродуктов. В республику сейчас импортируется только сырье, а его переработкой занимаются местные предприятия. Предполагается также, что будет открыто 20 новых рыбных магазинов Управделами президента, а также рыбные павильоны на рынках областных центров и крупных городов.
Еще одной мерой в поддержку отечественного производителя стало распоряжение правительства, согласно которому белорусские промышленные предприятия, поставляющие свою продукцию на внутренний рынок, должны получать за нее деньги только через 60 дней. Так что магазины, как рассудили белорусские власти, будут охотнее брать товары на реализацию.