3 сентября, депутатами Верховной рады был рассмотрен и принят во втором чтении, и в целом без изменений, закон «Об электронной коммерции», под которым 28 сентября поставил свою подпись глава государства. Документ поддержало 235 народных депутатов.
Документ впервые попал в парламент еще в 2013 году, а одним из авторов был депутат Алексей Азаров (сын экс-премьера Украины Николая Азарова)|3 сентября, депутатами Верховной рады был рассмотрен и принят во втором чтении, и в целом без изменений, закон «Об электронной коммерции», под которым 28 сентября поставил свою подпись глава государства. Документ поддержало 235 народных депутатов.
Документ впервые попал в парламент еще в 2013 году, а одним из авторов был депутат Алексей Азаров (сын экс-премьера Украины Николая Азарова). В то же самое время, в доработке последней редакции закона принимали участие известные украинские бизнесмены в области электронной коммерции.
Цель закона – вывести из тени рынок электронной коммерции (как минимум, предпринять попытки в этом направлении). Фактически государство ужесточает налоговый контроль над электронным оборотом продавцов в сети. Напомню, уже с 1 января для интернет-магазинов становятся обязательными кассовые аппараты.
Как же этот закон изменит рынок e-commerce и действительно ли он повлияет на работу интернет магазинов? Я убежден, что в краткосрочном периоде никаких значительных изменений не произойдет. Мне кажется, что для депутатов, подававших закон – он, прежде всего, должен был оказать pr-эффект, чем действительно свершить революцию в области электронной коммерции Украины. Дело в том, что как таковой электронной коммерции в Украине пока нет. Так широко распространённые интернет магазины, в абсолютном большинстве случаев, выполняют роль электронной витрины с динамично обновляющимися ассортиментом и ценами, а это ничем не отличается от обычной торговли по каталогу. Фактически после выбора и заказа товара, его привозит курьер и чаще всего за него расплачиваются наличными. Электронная коммерция неразрывно связана с понятием электронных платежных систем, которые хотя и развиваются достаточно активно, но все еще находятся в зачаточном состоянии. На сегодняшний день доля электронных платежей составляет чуть более 2% от всего товарооборота интернет-магазинов.
Кроме того нельзя сказать, что даже эти 2% операций происходили беззаконно и хаотично. Например, сделки, осуществляемые с помощью «публичных» оферт с обменом электронными документами, имели вполне осязаемую юридическую силу, создавая взаимные права и обязанности для их участников. И мы знаем немало примеров из украинского прошлого, когда эта самая деятельность была предметом громких разбирательств фискальных органов, поэтому новый закон скорее закрепил уже сложившуюся практику.
Тем не менее есть и другая сторона медали, если в конечном итоге предпринятые действия по легализации рынка интернет магазинов окажутся эффективными со всеми известными последствиями и «перегибами» для бизнеса и это заставит многие магазины пересмотреть свое ценообразование в сторону увеличения. Такие вот «изменения», скорее всего, фатально скажутся на небольших интернет магазинах, которые составляют весомую долю всей онлайн торговли. Нынешняя система интернет магазинов может быть серьезно реструктуризирована. Смогут выстоять только гиганты. И вот в этот момент приходит понимание, почему активным автором законопроекта был Владислав Чечеткин и другие весомые бизнесмены украинского e-commerce.
Для потребителя это будет означать, на ряду с повышением защищённости их прав, еще и значительное повышение цен на товары интернет-магазинов.
Положительно закон скажется на бизнесе интернет-магазинов – его можно будет нормально структурировать и подтвердить абсолютное большинство операций. Бизнес станет прозрачнее и понятнее для всех внешних пользователей, в том числе иностранных инвесторов. Для аудитора, например, электронная сделка будет иметь первичные документы в качестве легального подтверждения ее осуществления.
Закон об электронной коммерции в текущей редакции далек от совершенства. Я уверен, что если в закон еще будут вноситься изменения, то будет найдено еще немало инструментов, которые позволят либо расширить линейку уже традиционного бизнеса или сформировать принципиально новый. Так, например, теперь можно будет заключать договоры обязательного автострахования он-лайн. Думаю, большая часть крупных страховых компаний воспользуются такой возможностью для расширения линейки своих сервисов. Если пофантазировать, то теоретически правительственные инициативы по созданию системы электронных бюджетных торгов, могут пойти дальше и сделать не только процесс выбора поставщика, но и заключения контракта и расчет по ним полностью электронным. Это позволит значительно оптимизировать издержки государственной машины.
Можно по-разному относиться к принятому закону, но ясно одно – это маленький шаг на пути к прогрессивному электронному будущему нашей страны. Продолжение следует…