Украина – одно из наиболее уязвимых государств постсоветского пространства в сфере энергозависимости от монопольного поставщика ресурсов. Источником этим является российский «Газпром», чье экономическое влияние только растет по мере возрастания цены на газ. Не менее важен фактор энергетической зависимости и в нефтяной сфере. Выходом, как давно известно, являются разработка собственных запасов энергоносителей и использование иных источников энергии. Но для этого нужно переформатировать производственную структуру страны.
«Газпром» считает барыши от нового подорожания цены. Его энергетический «кнут» заставляет содрогаться Европу. Шутка ли – 500 долларов за тысячу кубометров! Украину в перспективе ждет не многим меньшая цифра – 400 долларов. При этом российский газовый монополист вполне может заключать длительные контракты на поставку газа с оговоренной ценой в обмен на какие-либо энергоактивы ЕС, к которым российский газовый концерн давно хочет получить доступ.
К концу года цена на российский газ для Европы достигнет 500 долларов за тысячу кубометров. Глава концерна также заявил, что в случае повышения цены на нефть до 250 долларов, газ будет стоить 1000 долларов за тысячу кубометров.
Не так давно цена российского газа для Европы установила новый рекорд – 410 долларов за тысячу кубометров, и есть все основания полагать, что газ будет дорожать и далее. При этом текущий прогноз «Газпрома» по средней цене на 2008 год – 401 доллар за тысячу кубометров. Это на 47% превышает аналогичный показатель в 2007 году (272,8 долларов за тысячу кубометров). Формируя бюджет на 2008 год, «Газпром» исходил из средней экспортной цены в 310 долларов за тысячу кубометров.
Между тем, известно, что мировой цены на газ и на нефть не существует. На формулу ее формирования не оказывают влияния даже такие организации, как ОПЕК. Базовыми критериями для обозначения мировой цены считаются цены нью-йоркской и лондонской бирж, однако на них оказывает большое влияние спекулятивный фактор. То обстоятельство, что большая часть энергетических ресурсов планеты расположена в странах, не имеющих отношения к «золотому миллиарду» (исключения – США, Канада и бассейн Северного моря), превращает цены на энергоносители в вопрос политический, что было не раз подтверждено со времен знаменитого арабского нефтяного эмбарго 1973 года. В абсолютном большинстве таких стран рынок добычи ресурсов полностью монополизирован, не говоря уже об экспортно-импортной составляющей, всегда находящейся под контролем государства. Национальные корпорации, могучая экономическая опора режимов в России, Венесуэле, Иране или Индонезии, создают валовой национальный продукт этих стран. А амбиции местных правителей подкрепляются реальными нефтяными и газовыми деньгами.
Политическая составляющая любых нефтяных и газовых кризисов очевидна. К примеру, США получило доступ к иракской нефти путем бесконечной войны и практически полного разрушения местной общественной структуры. Иран и Венесуэла активно играют роль «альтернативных поставщиков» энергоресурсов в страны «антиамериканской направленности». Совершенно очевидно, что тактический союз России и США по иранскому вопросу обусловлен как раз нежеланием России видеть в Иране конкурента по поставкам нефти. В свою очередь, потуги Украины получить заграничные нефтяные или газовые месторождения в разработку кончаются все тем же – такое право переходит, тем или иным способом, под контроль могучего «Газпрома».
Год назад президент Венесуэлы Уго Чавес называл цену на нефть в размере 200 долларов как «справедливую». Экстравагантному президенту никто не верил. Но за год цены возросли более, чем в 5 раз!
Подорожание цен на нефть и газ объясняют многими теориями. Среди них знаменитая «пиковая теория», согласно которой после выборки половины запасов того или иного энергоресурса условия разработки становится хуже, и, собственно, требуют больших вложений. Информация о своих реальных запасах нефти скрывается не только правительствами стран Персидского залива, но и Россией, и США, и Ираном, и Туркменистаном. По мнению ряда исследователей, ресурсы стран ОПЕК почти на 50% сфальсифицированы.
Рост авторынков огромных стран вроде России, Китая или Индонезии также влияет на рост нефтяных и газовых цен. Энергоемкие производства этих государств требуют все больше ресурсов. Местные госмонополии во главе с их вождями – увеличения политической прибыли от энергетических торгов и шантажа. К тому же, сказывается уменьшение отдачи от инвестиций в отрасль: каждый пятый баррель добытой нефти идет на обслуживание самой буровой вышки. Между тем, объем капитала, инвестируемого в ту же нефтяную промышленность, благодаря спекулянтам достиг почти 300 миллиардов долларов. Последствия обвала цен от такой чрезмерно дутой цены могут быть катастрофическими для всего мира.
Украину, естественно, ничего хорошего вследствие описанного не ждет. Удавка «Газпрома» и нефтяных монополий вряд ли станет удобнее. Благодаря падению цен на энергоресурсы начнет падать цена и на такие важные продукты нашего экспорта, как машиностроение и химия. Удешевление бензина, к примеру, будет сопровождаться падением спроса на саму продукцию автопрома.
Энергоресурсов «по дружбе» Украине больше не видать – это очевидно. Потому выход из ситуации лежит на путях развития добычи собственных ресурсов и сокращении энергоемкости производства. Банальные истины, но неужто мы начнем думать о них лишь тогда, когда кризис мирового энергетического рынка ударит прямой наводкой по олигархическим кругам? Не дождемся ли мы тогда чего-либо на манер государственного переворота и начала поспешной модернизации экономики за счет усиления добычи внутренних ресурсов?