Завтрак для туриста. Лето в разгаре — и миллионы россиян разлетаются по миру, выбирая комфортный и дешевый отдых в Турции, Египте, Арабских Эмиратах. А вот иностранные туристы едут к нам весьма неохотно. Спрашивается, чем плох им берег российский, бескрайние просторы, леса и поля?
Алина Травина
Рюкзак на животе (чтобы деньги не украли), растерянный взгляд, передвижения исключительно с группой и в сопровождении гида с флажком. Таков портрет среднестатистического иностранного туриста, заглянувшего в Россию. Смельчаков-иностранцев, самостоятельно осваивающих Золотое кольцо, Транссиб или Дальний Восток, отыскать непросто. Причины этого очевидны. Согласно рейтингу Forbes, Россия входит в десятку самых опасных для посещения стран. Она занимает 120-е место по степени надежности правоохранительных органов, 103-е место по качеству дорог, 104-е место по отношению граждан к приезжим, 104-е — по простоте процедур въездного режима.
Опасна и негостеприимна
Въездной туризм в России стагнирует. По данным Российского союза туриндустрии, число приезжающих в нашу страну туристов сокращается вот уже 5 лет, и в 2007 году упало до 2,2 млн поездок. Смешно, но туризм приносит в российский бюджет столько же, сколько в Северной Корее: Россия занимает лишь 138-е место в мире по доле турбизнеса в ВВП (6,9% в 2007 году). Между тем хорошо известно, что многие страны Европы (Швейцария, Австрия, Франция, Испания) немалую часть своего благосостояния построили именно на доходах от туризма: ежегодно они зарабатывают на этом десятки млрд долларов.
Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) , считает, что Россия рубит сук, на котором сидит: «Даже развивающиеся страны понимают, что туризм — это локомотив социально-экономического развития: он затрагивает 30 смежных отраслей. А Россия может остаться на обочине туриндустрии. В то время как, к примеру, Казахстан отменяет визовый режим в отношении более чем 40 государств и тем самым способствует притоку туристов, наша страна упорно охраняет от кого-то свои границы».
А первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович обращает внимание на высокую стоимость туров: «Рубль укрепляется, а количество туристов, которые готовы к нам ехать, постоянно сокращается. Это катастрофа: в течение сезона путевки дорожают на 10–15%». Действительно, поездка в Россию для иностранного туриста — дорогое удовольствие. Стоимость тура в нашу страну в среднем превышает $1,5 тыс. За одну только российскую визу требуется выложить до $400. Гостиницы Москвы считаются самыми дорогими в мире: средняя стоимость номера в сутки составляет $317. Что касается остальной России, то около половины ее гостиниц вообще не имеют «звездной» категории и нуждаются в полном обновлении.
Валерий Лощиц, председатель совета директоров компании «Время отдыхать в России», добавляет к этому проблему менеджмента: «Ко мне приходят устраиваться на работу, не зная ни языка, ни географии, ни истории. А ведь без квалифицированных кадров никакого движения на туристическом рынке не будет». Кадры сегодня во многом определяют и отношение к собственной стране: «Отечественные турагентства не знают своей страны и не умеют ее «продавать», — сетует Лощиц. — Если вы зайдете в агентство и спросите тур по России, вас начнут отговаривать и дадут каталог Турции».
Пока же на прием интуристов в России работает менее 10% всех туроператоров по международному туризму, остальные отправляют россиян за рубеж. В результате сегодня Россия — самый динамичный поставщик туристов за границу: их число за 10 лет выросло более чем в 2 раза и составило в прошлом году 9,4 млн поездок.
Инвестиции в пустоту
Нельзя сказать, что государство не видит проблем отрасли. Весной этого года была принята «Стратегия развития туризма в России до 2015 года». В ней есть здравые тезисы. Например, что надо снижать таможенные пошлины на ввоз транспорта, обслуживающего туристов, и на оборудование для туркомплексов. Утверждается там и необходимость воссоздания системы туристических представительств России за рубежом, ликвидированной в конце 90-х.
В то же время в стратегии прописана идея туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ), которая вызывает неоднозначную оценку специалистов. Названия 7 зон — победительниц конкурса, определенных в феврале прошлого года, и слоганы, придуманные авторами, впечатляют: «Гранд Спа Юца» («В сердце минеральных вод»), «Бирюзовая Катунь» («Алтайский парк приключений »), «Новая Анапа» («Отдых круглый год»), «Куршская коса» («Роскошь уединения ») … По словам Павла Котова, начальника управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ, инвесторы этих зон на 5 лет освобождаются от земельного и имущественного налога, а за аренду земельных участков платят не более 2% их кадастровой стоимости в год.
Однако при детальном рассмотрении этой красивой картины возникают вопросы. Например, кому будет доступна Куршская коса, если времяпрепровождение в будущей ОЭЗ позиционируется как «шикарный отдых для состоятельных людей»? А то состоятельным людям некуда больше податься! Или зачем, к примеру, на Алтае, богатом водными ресурсами, создавать искусственное озеро, как это предусматривает «Бирюзовая Катунь » — зона приключенческого и экстремального туризма. «Может быть, не стоит закапывать деньги в строительство новых озер? — замечает Григорий Антюфеев, председатель Московского комитета по туризму. — А вместо этого лучше вложить средства в рекламу России за рубежом. Один только Париж тратит на «въездную» рекламу до 70 млн евро в год. А казалось бы, Париж и так все в мире знают».
Эксперты отмечают и другие слабые места «Стратегии развития туризма». В частности, она не предусматривает упрощения визового режима, которым активно пользуются другие страны, заинтересованные в притоке туристов. Не находит пока решения и проблема постоянного роста стоимости турпакета. Европа, скажем, борется с этой напастью за счет развития low-cost перевозок1 и быстрого обновления авиапарка, о чем Россия пока может только мечтать.
В общем, нынешнее состояние дел в отечественной индустрии путешествий не дает поводов для оптимизма. Туристов кормят «завтраками» — обещаниями, что завтра будет лучше. В этой связи некоторые из наших собеседников надеются лишь на то, что власти осознают: нефть скоро закончится, и тогда уже просто не будет иного выхода, кроме как вкладываться в истинные ценности — природу, историю, культуру. А там, глядишь, и туристы потянутся.