Главная » Компании » Узбекский газ оценят по антиамериканскому курсу

Узбекский газ оценят по антиамериканскому курсу

Сегодня премьер-министр РФ Владимир Путин прибывает в Узбекистан. Москву беспокоит наметившееся сближение Ташкента с Западом, которое после войны в Грузии ускорилось. Перед Владимиром Путиным стоит сложная задача — вернуть Узбекистан в орбиту российского влияния и получить твердые гарантии неразмещения на узбекской территории военных баз США. По информации «Ъ», Москва хочет добиться лояльности Ташкента, предложив ему закупать узбекский газ по европейским ценам.

Визит Владимира Путина в Узбекистан будет проходить в крайне непростых условиях. Как показала состоявшаяся на прошлой неделе в Москве встреча вице-премьера РФ Сергея Иванова и первого вице-премьера Узбекистана Рустама Азимова (см. «Ъ» от 25 августа), стороны не могут договориться по многим вопросам. Так, Ташкент отказался от первоначальных планов по приватизации ряда узбекских электростанций, в которых была заинтересована «Интер РАО ЕЭС» («Ъ» писал об этом 28 августа). Кроме того, так и не было принято решение о создании СП между российским «Стройтрансгазом» и Мубарекским ГПЗ.

Проблемы в отношениях Москвы с Ташкентом имеют политический подтекст. Россия обеспокоена тем, что Узбекистан начал восстанавливать связи с Западом, порванные в 2005 году после событий в Андижане. Этот процесс ускорился после войны в Грузии. Так, 28 августа Ташкент посетил глава центрального командования вооруженных сил США (отвечает за планирование операций и управление войсками в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии. — «Ъ») генерал-лейтенант Мартин Демпси, которого принял глава минобороны Узбекистана Руслан Мирзаев. Эта встреча укрепила подозрения Москвы в том, что Ташкент подумывает о возвращении в страну военной базы США. Недовольство Кремля вызвало и то, что на саммите Шанхайской организации сотрудничества Ислам Каримов не стал публично одобрять действия РФ на Кавказе и не поддержал признание Абхазии и Южной Осетии.

Теперь перед Владимиром Путиным стоит задача — удержать Ташкент от поиска партнеров на Западе. По информации «Ъ», Москва намерена сделать это, предложив долгосрочный контракт на закупку всего узбекского газа по европейской формуле цены.

Узбекистан добывает 60 млрд куб. м газа в год, из которых 7-8 млрд продает «Газпрому», испытывая дефицит топлива на внутреннем рынке. В первой половине этого года РФ платила Узбекистану $130 за тыс. куб. м, во второй — $160.

Поручение о подготовке такого контракта на 2009-2020 годы было дано «Газпрому» и «Узбекнефтегазу» в ходе встречи Сергея Иванова и Рустама Азимова, однако финальные договоренности будут обсуждаться лично господами Путиным и Каримовым. Как пояснил «Ъ» источник в правительственных кругах, этот контракт составлен по аналогии с договором о закупке туркменского газа, который глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал в Ашхабаде (см. «Ъ» от 28 июля). Точную цену собеседник «Ъ» называть не стал, так как цена на нефть в августе упала с $150 до $115 за баррель, и пока сложно говорить о том, сколько она будет стоить в декабре. Впрочем, на прошлой неделе цену узбекского газа назвал заместитель министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизии Акылбек Тюменбаев. Во время встречи с бизнесменами в Бишкеке он сообщил, что Киргизия планирует закупать газ в 2009 году в Узбекистане по $300 за тыс. куб. м. Это означает, что для «Газпрома» узбекский газ будет обходиться вдвое дороже.

По сведениям «Ъ», Владимир Путин также намерен убедить Ислама Каримова дать согласие на строительство нового магистрального газопровода из Узбекистана в Россию, увеличив пропускную способность трубопроводной системы Средняя Азия-Центр с 45 млрд до 80-90 млрд куб. м в год. Ради этого премьер, по данным «Ъ», не только предложит Ташкенту новую цену за газ, но и обновит инвестиционные предложения «Газпрома» по программе геологоразведочных работ в Устюртском регионе Узбекистана. Как неофициально сообщил «Ъ» источник в «Газпроме», на случай отказа со стороны Ташкента Москва подготовила запасной вариант: Алексей Миллер обсудил в июле с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедовым вопросы строительства не только Прикаспийского газопровода мощностью 20 млрд куб. м, но и еще одного магистрального газопровода мощностью 30 млрд куб. м. По информации «Ъ», этот вопрос в минувшие выходные был поднят в Ташкенте первым вице-премьером РФ Виктором Зубковым, который также является председателем совета директоров «Газпрома».

Владимиру Путину предстоит также обсудить вопрос об интеграции государственного акционерного общества «Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова» (ТАПО) в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Соглашение об этом было подписано еще в феврале. ОАК должна получить 50% плюс одна акция ТАПО, принадлежащие правительству Узбекистана. Взамен узбекское правительство получит пакет акций ОАК, размер которого будет зависеть от результатов оценки ТАПО (на конец 2007 года активы предприятия оценивались в $132,5 млн). Однако соглашение ратифицировано и вступило в силу только со стороны РФ, а Узбекистан не торопится завершать процедуру.

В ОАК изначально не скрывали, что включение в ее состав ТАПО было вызвано в первую очередь политическими мотивами. Дело в том, что ТАПО считается проблемным активом: завод рассчитан на выпуск военно-транспортных Ил-76 и региональных Ил-114, но способен собирать лишь один-два самолета в год. При подготовке соглашения, поясняли «Ъ» в корпорации, учитывалось, что Узбекистан в обмен пошел навстречу России по ряду стратегических вопросов, в частности о транзите газа. В пятницу на совете директоров ОАК Сергей Иванов вновь подтвердил, что «вопрос о вхождении ТАПО уже чисто политический».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.