Главная » Компании » Украина — Россия. Битва монополий

Украина — Россия. Битва монополий

Нынешняя «газовая война» между Россией и Украиной стала самой затяжной и привела к самым серьезным последствиям для европейских потребителей российского газа. Удивляться тут особенно нечему: в условиях кризиса каждая из сторон старается занять максимально принципиальную позицию. Есть и еще одно, довольно банальное препятствие для разрешения газового спора между Россией и Украиной — у последней просто нет денег даже для того, чтобы расплатиться за прошлогодние поставки, не говоря уже о том, чтобы платить последнюю озвученную «Газпромом» цену — 450 долларов за 1000 кубометров.

Вмешательство Евросоюза, который не склонен разбираться, по чьей именно вине российский газ перестал поступать через Украину в Европу, может привести к возобновлению транзита и прекращению на некоторое время «несанкционированного отбора» газа страной-транзитером — по заявлению Газпрома, только с начала года Украина «украла более 86 миллионов кубометров газа» у российского монополиста.

Впрочем, и с долгом, и с «воровством» все обстоит далеко не так просто, как может показаться со стороны. Поскольку формально до конца прошлого года «Газпром» с «Нафтогазом Украины» напрямую не торговал. Поставки осуществлялись через швейцарского посредника — компанию «РосУкрЭнерго», в которой «Газпрому» (и то не напрямую) принадлежит 50%.

Именно участие этой швейцарской компании, с которой связан не один скандал в России, на Украине и даже в США (где в 2006 году следователи отдела по борьбе с организованной преступностью Министерства юстиции США инициировали расследование с целью выяснить структуру собственности компании) позволило снять предыдущее «газовое обострение» января 2006 года.

Тогда произошло едва ли не чудо: «Газпром» заявил, что Украина согласилась покупать российский газ по рыночной цене в 230 долларов за 1000 кубометров, а «Нафтогаз Украины» отрапортовал о том, что «уломал» «Газпром» на 95 долларов за тот же объем. При этом «РосУкрЭнерго» за 2006 год умудрилась получить валовую прибыль, составившую без малого миллиард долларов.

Этот кульбит стал возможным, благодаря тому, что, наряду с дорогим российским газом, «РосУкрЭнерго» поставляла на Украину дешевый среднеазиатский — из Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Впрочем, и тут все далеко не так просто, поскольку живой тогда еще Туркменбаши — Сапармурат Ниязович Ниязов, — видя, почем торгуются в мире энергоносители, цену на газ поднял.

Цена газпромовской «победы» 2006 года становится очевидной хотя бы из последних заявлений руководства компании и премьера Путина. 230 долларов за 1000 кубометров, на который якобы согласилась Украина, так и остались нереализованной мечтой Алексея Миллера. Даже в прошлом, 2008 году Украина получала газ по 179,5 долларов. При этом сложно заподозрить «Газпром» или российские власти в какой-то особой любви к Украине, заставляющей давать существенную скидку к цене, по которой покупают газ не только развитые страны, но и бывшие «страны народной демократии» и экс-союзные республики. Единственное разумное объяснение — монопольное положение Украины в качестве главного транзитера российского газа. Подсластить пилюлю «Газпрому» помогала «РосУкрЭнерго», где оседала значительная доля прибыли от перепродажи среднеазиатского газа на Запад. Однако кризис заставил обремененный долгами «Газпром» более рачительно относиться к собственным доходам. Тут уже не до швейцарских «внучек».

Нынешний конфликт, безусловно, нанесет серьезный ущерб всем его сторонам, причем Россия, помимо прямых убытков, связанных со срывом поставок газа в Европу, понесет и репутационный ущерб. Разговоры о ненадежности поставок энергоносителей из России перерастут в активизацию действий европейских стран, направленных на диверсификацию поставок. Выиграют поставщики из Средней Азии и Северной Африки.

И все же нынешняя «газовая война» может иметь и положительные для страны последствия. Случится это, если ее результатом станет отказ от услуг каких бы то ни было посредников и переход к прямым прозрачным взаимоотношениям между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Еще один положительный момент — активизация строительства газопровода «Северный поток», который позволит транспортировать российский газ по дну Балтийского моря непосредственно в Германию.

Впрочем готова первая очередь «Северного потока» будет только в октябре 2011 года, и до этого времени надеяться на то, что Украина будет платить рыночную цену за российский газ, мягко говоря, наивно.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.