Главная » Компании » Азия протянет Европе «трубу помощи»

Азия протянет Европе «трубу помощи»

После «новогодней газовой войны» у европейцев не осталось никаких сомнений в том, что они слишком зависимы от внешних поставщиков энергоносителей. Евросоюз с удвоенным рвением принялся искать пути к достижению энергобезопасности, и по возможности – в обход России.

Лидеры Евросоюза и Центральной Азии собрались 27 января, чтобы попытаться «оживить» давнюю идею строительства газопровода «Набукко» (Nabucco), который позволит доставлять азиатский газ европейским потребителям, минуя как Россию, так и Украину (а заодно – и Белоруссию с Польшей).

Проект получил свое название благодаря знаменитой опере Джузеппе Верди «Набукко» — именно это произведение слушали в октябре 2002 года австрийские и турецкие топ-менеджеры во время первого обсуждения идеи газопровода из Центральной Азии в Европу.

Концепция была полностью «доведена до ума» на бумаге, однако строительство так и не началось: сначала политические осложнения в отношениях с Ираном поставили под сомнение возможность наполнения трубы иранским газом, потом Узбекистан выдвинул ряд неприемлемых для европейцев требований… При этом «Газпром» предлагал газ в больших количествах и по весьма неплохим ценам (настолько неплохим, что они по сей день позволяют европейским газовым компаниям сохранять фантастический уровень прибыли от перепродажи газа конечным потребителям – 150%).

Если бы не очередная российско-украинская «газовая война», о «Набукко», скорее всего, никто бы и не вспомнил. Однако после пережитого «холодного шока» европейцы решили его реанимировать. Хотя сделать это будет непросто: кроме политического консенсуса, проект потребует 8 млрд евро, чтобы с 2013 года можно было запустить 31 млрд кубометров каспийского газа по 3,3 тыс. километров труб.

Хозяином второй конференции по «Набукко» на этот раз стал Будапешт, и именно венгерское правительство приняло на себя функции основного «локомотива». Министр энергетики Венгрии Саба Молнар с самого начала задал тон всему саммиту, заявив: «У нас достаточно проблем с энергобезопасностью, а решение их называется «Набукко». Было бы замечательно, если бы этот проект после пережитого нами газового кризиса стал бы воплощаться в жизнь ускоренными темпами. Будь у нас этот газопровод уже сейчас – не мерзнуть бы нам на Новый год».

Европейские энергетические концерны готовы конкурировать между собой за право вложить деньги в «Набукко» — в первую очередь, это относится к нынешним ближайшим партнерам «Газпрома», немецким концернам BASF и RWE. Даже те, кто в энергетических вопросах долгое время сохранял верность России (например, министр экономики Болгарии Петр Димитров), после перебоев с поставками российского газа стали обращать внимание на Азию. «Это был тяжелый удар для болгарской экономики. Мы возмущены действиями как России, так и Украины», — заявил Димитров. Теперь болгары, как и их соседи-европейцы, искренне надеются на азербайджанский, туркменский и казахский газ, который может поступать по трубам «Набукко».

«Сейчас для развития «Набукко» сложились исключительно благоприятные условия – как политические, так и экономические. Нынешняя ситуация наполнила ветром наши паруса», — заявил шеф проекта Райнхард Митчек. Еврокомиссар иностранных дел Бенита Ферреро-Вальднер уже запустила кампанию политической поддержки «Набукко» в странах, которые должны стать поставщиками и транзитерами газопровода. Неожиданную поддержку саммит в Будапеште получил от Азербайджана: президент Ильхам Алиев лично пожаловал в Венгрию, заявив перед вылетом, что «Азербайджан готов принять на себя важную роль в деле диверсификации европейского газового обеспечения». И это при том, что «Газпром» предложил азербайджанскому энергоконцерну «Сокар» выкупить весь добываемый им газ по рыночной цене. Правительство Ирана также заинтересовано в «Набукко» и готово поставлять газ для проекта (при этом иранские представители в Будапешт приглашены не были).

Несмотря на общий позитивный фон, европейцы признают, что строительство потребует решения серьезных проблем. К примеру, вероятные поставщики не слишком довольны маршрутом газопровода. Узбекский президент Ислам Каримов недавно заявил: «Мы будем продавать газ только России». Однако европейцы надеются, что если предложить лидеру Узбекистана очень взаимовыгодные условия, то он может передумать.

Есть в проекте и геополитические «подводные камни». Например, болгары не без оснований указывают, что Турция, подчеркивая свою роль как ключевого транзитера «Набукко», связывает участие в этом проекте с успехом переговоров о вступлении в Евросоюз. Хотя после российско-украинского конфликта турки, получающие из России 65% газа, сняли свои требования о «транзите за членство в ЕС». Во время переговоров по этому поводу с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Мы целиком и полностью поддерживаем проект «Набукко». Однако европейцы опасаются, что Турция станет воровать газ из трубы так же, как это делала до сих пор Украина.

Тем не менее, Европа уверена, что альтернативы в данном случае нет. «Наши намерения связаны, прежде всего, с вопросами обеспечения европейской безопасности. Речь идет не только об энергетике», — заявил руководитель комиссии «Набукко» венгерского парламента Янош Кока.

Отметим, что Россия не против диверсификации поставок газа в Европу. Первый вице-премьер РФ Виктор Зубков посоветовал проанализировать события «газового кризиса». В интервью венгерским СМИ он, в частности, указал на важность наличия альтернативных потоков для надежного обеспечения Европы газом и напомнил о существовании проектов газопроводов «Северный поток», «Южный поток» и «Набукко». При этом Зубков подчеркнул, что «Набукко" не является альтернативой российским проектом.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.