Главная » Компании » Тоска по плану. Российские чиновники вынашивают идею возродить плановое хозяйство

Тоска по плану. Российские чиновники вынашивают идею возродить плановое хозяйство

Казалось бы, заявление министра сельского хозяйства по довольно частному, в общем-то, вопросу — явление с точки зрения концептуальных путей развития российской экономики сравнительно малозначительное. Вроде как сегодня в повестке дня есть проблемы и поважнее. Кризис там и все с ним связанное.

Однако, на мой взгляд, малые явления имеют привычку впоследствии разрастаться до огромных размеров, а, в случае с Россией, порой даже принимать просто гипертрофированные формы. Вот и тема, поднятая Гордеевым, на первый взгляд, может, и довольно частная, и, тем не менее, выводящая на неизбежные мысли о судьбах и перспективах развития российского бизнеса. Но, обо всем по порядку…

Минсельхоз упирает на яйца

Банальная, в общем-то, с точки зрения экономики ситуация — российские производители яиц в последнее время несколько перестарались и наштамповали своего ценнейшего белкового продукта столько, что буквально заполнили всю страну. Причем иностранных конкурентов с российского рынка уже практически всех «вымели». Ну, разве что за исключением Белоруссии. Но Белоруссия, в данном случае, — это совсем отдельная история. Как выясняется, у нас с белорусами, по сути, одни яйца на двоих, ибо подписано соглашение о едином сельхозбалансе.

В результате производители, а следом за ними и министр сельского хозяйства на совещании 3 февраля в Конаково Тверской области начали бить тревогу. Мол, надо срочно что-то решать — грядет перепроизводство, цены могут упасть до такого уровня, что инкубаторы начнет лихорадить. При этом, правда, почему-то ничего не говорится о том, что цены пока еще и на пару рублей не подвинулись с мертвой точки в сторону хоть какого-то облегчения последствий кризиса, скажем, для наших пенсионеров. Но это так, к слову. В общем, проблема была поставлена.

Главное же, что резануло глаз, и собственно, почему я поднял данную тему, это потенциальные пути решения возникшей проблемной ситуации, предложенные российским минсельхозом в лице министра Гордеева. Вы думаете, кто-нибудь из министерства или так называемого «предпринимательского сообщества» задумался о повышении эффективности или снижении издержек, чтобы производство яиц продолжало оставаться выгодным и в условиях снижения цен? Или вообще о диверсификации бизнеса — от каналов сбыта до самого производства? Нисколько! Решение предполагается искать в поистине «шариковском» духе: надо «все собрать и поделить»! В данном случае поделить российский рынок. И методика этой дележки уже придумана — квоты.

Не мудрствуя лукаво, министр так и заявил: «Мы подходим к тому, чтобы производство яиц регулировать в плановом порядке, через квотирование». Но это только начало. Дальше — больше. Оказывается, буквально через три года мы столкнемся с аналогичной ситуацией и на рынке мяса птицы. И ее предлагается решить также просто — посредством квотирования внутреннего производства.

Ни рыба, ни мясо

Почему вообще всплыла тема квотирования, применительно к производству, пусть в данном случае и продукции сельхоз назначения? Ведь мировая практика говорит об использовании данного инструмента, в первую очередь, при регулировании добычи естественных ресурсов. Ну, скажем, когда речь заходит об извлечении из недр нефти или газа, рубки леса, лове рыбы, убое ценного пушного зверя и т.п. В подобных случаях квотирование является вполне оправданным инструментом регуляции, который защищает природные ресурсы от их хищнического истребления.

Применяется квотирование и при определении доли рынка, отводимого на импорт продукции, аналоги которой производятся в стране, но в недостаточном количестве. Мера сия, правда, попадает под определение «протекционизма», и на нее довольно косо смотрят в международных организациях, и в первую очередь — в ВТО. Но в отдельных случаях стоит признать — эффективность применения квотирования импорта не подлежит никакому сомнению.

Но причем тут квотирование производства, тем более своего же собственного отечественного реального сектора, поставляющего продукцию на внутренний российский рынок? Ведь квотирование, по сути, — это ограничение. А любое ограничение в бизнесе, в первую очередь, есть ограничение его основы — предпринимательской инициативы. Вот интересно, если бы американцы задумались о квотировании своих фермеров, занимающихся производством мяса птицы, добились бы они того поразительного эффекта, когда «ножки буша» заполонили весь мир?

Плановая экономика. Перезагрузка

Проблема, мне кажется, заключается в том концептуальном подходе, который исповедует наше государство по вопросу управления развитием собственной экономики. Ну не верят российские власти в такое понятие, как рынок. Хоть тресни! А может быть, не столько не верят, сколько не понимают и не умеют всеми его преимуществами воспользоваться. Отсюда и это неистребимое желание «вручную порулить» экономикой. А на «гримасы» рынка у нас принято кивать, когда требуется хоть чем-то оправдать собственные промахи и недочеты.

Впрочем, не могу совсем исключить и еще одной мотивации такой искренней нелюбви российского чиновничества к свободному рынку. И связана она с тем, что было призвано стать одним из магистральных направлений деятельности третьего российского президента. Если бы не кризис, конечно же. Речь идет, как понимаете, о коррупции. Ну в самом деле, логика любого чиновника вполне объективно заключается в словах: «а что я с этого буду иметь»? Действительно, что? И, самое главное, с чего «с этого», если все регулирует рынок? Разумеется, так дело не пойдет, и к регулированию надо допустить «регулятора» со своим интересом.

Так или иначе, но министры упорно ведут нас назад, к плановой экономике. Вот и в высказывании Гордеева прозвучали слова о регулировании «в плановом порядке». По сути, если завтра о плановом регулировании и квотах для производителей заговорит кто-нибудь применительно к легкой промышленности, никто и не удивится. А дальше — больше. Там, глядишь, и вся остальная промышленность подтянется. Потом за торговлю возьмемся — чего мелочиться-то. И — привет тебе, Госплан! А чем кончилась экономика, основанная на плане, сегодня почему-то предпочитают не вспоминать. За восемнадцать лет память отшибло?

В общем, не верят российские чиновники в российский рынок. Верят в нефть и газ, ибо сегодня это реальные деньги. Но ведь кризис наглядно показал, что «удои» и с этих двух «священных коров» не вечны. И, хочешь — не хочешь, а надо смотреть и в будущее. Пока оно еще есть…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.