Фокус определил 5 главных последствий подписания газовой декларации
1. Украина снова поссорилась с Россией…
Российская делегация демонстративно покинула зал украинско-европейских переговоров. Премьер-министр РФ Путин отказался от запланированных переговоров с правительством Тимошенко «до выяснения всех вопросов», а министерство энергетики РФ предупредило: поскольку интересы России в истории с модернизацией украинской ГТС не учтены, дело может дойти до пересмотра газовых договорённостей между странами.
2…но повысила свой статус в Европе
Ремонт украинской ГТС позволит стране остаться важнейшим европейским транзитёром топлива, ведь планируется к тому же увеличить пропускную способность системы. Ожидается, что контроль над хранением и транспортировкой газа усилится, что для скрупулёзных европейцев крайне важно. Украина обретёт лицо цивилизованного поставщика. Кроме того, у Украины появится шанс подписать с ЕС договор о подключении энергосистемы Украины к европейской.
3. Внешний долг увеличится
На модернизацию ГТС Украина получит от Европы $2,5 млрд. в кредит под 4% годовых. Таким образом, если деньги будут получены, размер и без того немалого внешнего долга Украины увеличится. На данный момент только по займам правительств разных лет наша страна должна $11,1 млрд. (и это без учёта 16-миллиардного кредита МВФ, который мы с осени получаем частями).
4. Российские альтернативные газопроводы – под вопросом
Российские власти давно вынашивают идею создания газовых путей в Европу в обход Украины – так называемых Северного и Южного потоков. Для их постройки необходимо содействие Евросоюза, но если будет модернизирована украинская ГТС, получить его окажется непросто. «Строительство новых газопроводов – это десятки миллиардов долларов» – так объяснила Тимошенко преимущество модернизации старой системы перед любыми новыми.
5. Ющенко и Тимошенко демонстративно помирились
Побывав в Брюсселе за несколько дней до исторического газового соглашения, президент и премьер демонстративно возвращались домой в одном самолёте. В день конференции по ГТС на всех протокольных фото Ющенко и Тимошенко улыбаются друг другу. А итоговое соглашение глава Кабмина и вовсе подписывала ручкой главы государства, заботливо им переданной. Правда, никаких заявлений относительно того, надолго ли такая идиллия, ни он, ни она в итоге не сделали.
Советник представительства Украины при ЕС по энергетическим вопросам Леонид Княжницкий рассказал Фокусу о реакции Европы на обиды России
Почему российская делегация демонстративно покинула заседание по вопросам модернизации украинской ГТС в Брюсселе?
Россиян возмутило то, что с ними не согласовали декларацию. Но причём здесь Россия? Это двусторонний документ и последовательное продолжение нашей многолетней работы с ЕС.
Если этот скандал будет иметь продолжение, готовы ли в ЕС поддержать Украину?
Европейцы восприняли заявление министра энергетики РФ Сергея Шматко о том, что газовые контракты с Украиной будут пересмотрены, как шантаж. Мы три года работали в этом направлении, и у нас не возникало даже мысли о том, что нужно говорить с Россией. Россияне ведь не советуются с нами по поводу Северного потока. Просто в России поняли, что после реконструкции украинская ГТС будет действовать по законам ЕС, которые запрещают доступ государственного монополиста, в данном случае Газпрома, к управлению системой. Путин во время кризиса говорил, что Россия готова купить нашу ГТС, а теперь он понял, что этого никогда не будет. Вот что так раздражает Кремль.
Заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев заявил, что сумма, необходимая для модернизации украинской ГТС, должна быть в 10 раз больше той, которая обсуждалась на конференции. Насколько обоснованы такие подсчёты?
На конференции об этом никто не говорил. Такая информация появилась потом в интернете.
На каких условиях будет выдаваться кредит?
Мы решили внедрить правила международных банков, в первую очередь это стандарты ЕБРР для получения кредита. Процентная ставка по кредиту, скорее всего, составит 4%. Это очень выгодные условия.
В Еврокомиссии говорили, что 2,5 млрд. долларов будут разделены на транши, так ли это?
Все долгосрочные проекты делятся на этапы. Есть бизнес-план, мы знаем, что должны сделать через полгода, через год, соответственно, эти этапы финансируются. А может, Швейцария, Япония, Кувейт предложат нам кредит на модернизацию компрессорных станций? Декларация никого не заставляет брать или давать кредит. Она просто обозначает принципы финансирования, они прозрачны и соответствуют правилам международных банков.