Ну вот и доигрались. Допереговаривались. «Туркменистан и Германия подписали долгосрочный контракт по нефтегазовому сотрудничеству». Сообщение появилось– заметьте – на русскоязычном тематическом сайте, выходящим в Азербайджане. За день до того, как президент Азербайджана Ильхам Алиев в Москве проведет переговоры с российским президентом. О многом, и в частности -– о газе.
Причем немецкая компания, подписавшая соглашение в Туркмении, входит в консорциум, который строит газопровод Nabucco (голубая мечта Европы!), тот самый, что европейцы затеяли, стремясь обезопасить себя от нестабильных поставок российского газа. И тот самый, который частично предполагается заполнить газом из Азербайджана.
Представители Газпрома могут сколь угодно долго и убедительно доказывать, что Россия – надежный поставщик. Ненадежен транзитер, Украина.
Газпром может даже внезапно и шумно обнародовать планы по застройке всей страны заводами по производству СПГ. Газпром может считать, что неопдписание соглашения по Южному потоку Италией – лишь следствие трагической случайности (землятресение в Италии и отмена визита Берлускони).
Ситуацию это не меняет. Европе нужен газ. Европа устала ежегодно под Рождество оставаться без газа. Европа ищет альтернативу. Причем ищет успешнее, чем Газпрому бы хотелось.
Нет, оно конечно, Газпром – это наше все. Мечты сбываются.
Регулируемые тарифы на газ растут быстрее, чем свободные рыночные цены? Это ничего. В мире газ дешевеет, а в России дорожает? Ничего. Прозрачность и эффективность работы Газпрома, о необходимости которых так много и так бесполезно говорили еще 10 лет назад – где она? Нет ее. И уже не говорят. Кризис же.