С падением Ливийской Джамахирии все, что потеряет Украина в плане торгово-экономического сотрудничества – это пустые заявления о крупных совместных проектах.
Находясь с официальным визитом в Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии в мае 2009 года действующий тогда премьер-министр Юлия Тимошенко весьма емко обозначила, что, по ее мнению, значит Ливия для Украины: «Ливия – ключ к Африке». Сегодня мир, видимо, наблюдает последние дни существования Великой Джамахирии во главе с Муаммаром Каддафи. И вряд ли Украине светит хоть какой-то кусок от нефтяного ливийского пирога, который возможно начнут делить уже в ближайшее время. Однако в реальности, Украина никогда и не была при распределении ливийских нефтяных миллионов – ни при Кучме, ни при Ющенко, и уж тем более ни будет при Януковиче.
Ливия, никогда не являвшейся крупным торговым партнером Украины (в 2010 году Украина импортировала из Ливии товаров всего на $235 тыс., а экспортировала в Ливию на $201,37 млн. – Ред.), тем не менее стабильно обеспечивала киевским политикам обширный материал для популистских заявлений о больших возможностях и об огромных инвестициях.
Поэтому говоря о перспективах двухстороннего экономического сотрудничества Украины и новой Ливии, нельзя ни вспомнить, как развивались отношения между государствами в последние годы. Итак, с чем же оказалась Украина к позднему вечеру 19 марта, когда самолеты ВВС Франции уничтожили первый танк вооруженных сил, лояльных к Каддафи?
Нефть – призрак Украинско-Ливийского НПЗ под Одессой
В течение 2008-2009 годов между Украиной и Ливией активно обсуждался проект строительства нового нефтеперерабатывающего завода по глубокой переработке легкой нефти в Одесской области, а также развития на его базе сети автозаправочных станций. По итогам своего визита в Ливию, Юлия Тимошенко даже раскрыла подробности этого проекта – предполагалось, что предприятие с мощностями до 10 млн. тонн нефти в год будет построено вблизи Одесского припортового завода (о заинтересованности в приватизации которого ливийские чиновники, кстати, также высказывались). Впрочем, в окружении президента Виктора Ющенко говорили и о НПЗ на Западной Украине. А в СМИ обсуждались будущие участники проекта: это якобы были энергохолдинг Korlea Invest Holding AG Василия Данылива и Oilinvest B.V., подконтрольная Ливийской инвестиционной администрации Libyan Investment Authority.
Правда, на самом топливном рынке к этой идее никогда не относились серьезно. «Никаких конкретных мер по этому поводу не было предпринято. Кроме того, где можно поставить в Одесской области новый НПЗ, если там существующему Одесскому НПЗ некуда деваться со Шкодовой горы (ул. Шкодовая гора, 1: адрес Одесского НПЗ – Ред.)?», – отметил «Комментариям» заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Более того, в конце 2003 года Ливия зарезервировала за Украиной право на разведку и добычу углеводородов на 4-х нефтегазоносных участках общей площадью более 200 тыс. кв. км. Их суммарные запасы оценивались в 110 млн. тонн нефти и 30 млрд. куб. м газа. Согласно договоренностям, при выполнении обязательств по инвестированию, минимум, $57,5 млн., «Нафтогаз Украины» мог рассчитывать на добычу 1,5 млн. тонн нефти в год. Тем не менее, не дождавшись инвестиций, к 2007 году участки ушли другим операторам, в частности – 3 из них отошли в пользу российского «Газпрома».
«На мой взгляд все зарубежные проекты «Нафтогаза» не были коммерческими – они были представительскими. Иначе говоря, нужно было обозначить присутствие компании в том или ином регионе мира для того, чтобы иметь возможность рассказать об этом потенциальным инвесторам. Никто изначально ни на что не рассчитывал. Тем более, прибыльность этих проектов всегда оставалась под большим сомнением. Даже если в свое время «Нафтогаз» и начал бы что-то разрабатывать в Ливии, то сегодня было бы ясно только одно – есть ли там нефть и в каких количествах», – считает Рябцев.
Зерно – несуществующие десятки тысяч «Ливийских гектаров» в Украине
О покупке порядка 100 тыс. га сельхозземель в Украине официальный Триполи заговорил еще в 2003 году. В 2008 году, по словам действующего на тот момент министра аграрной политики Украины Юрия Мельника, были подписаны соответствующие документы с корпорацией «Индустриальный союз Донбасса». Как заявил он в мае 2009 года, к тому времени ливийцы взяли в обработку уже 40 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения с перспективой расширения этого проекта до 100 тыс. га. Со слов министра, в случае если проект будет действительно расширен до указанных площадей, то его стоимость можно будет оценивать в $60-70 млн.
Помимо этого, тогда же, в мае 2009-го, появилась еще одна информация относительно пресловутой сотне тысяч гектаров украинского чернозема. Так, Юлия Тимошенко в ходе визита в Джамахирию представила ливийской стороне обновленные предложения, касающиеся пресловутой сотни тысяч гектаров. Только на этот раз прошла информация об участии в проекте с украинской стороны корпорации «Агро-Союз». В этом случае начать проект предполагалось с 12,6 тыс. га. К слову, через месяц профильным министерством был озвучен вариант СП с Ливией, в котором от Украины могли участвовать не только «Агро-Союз», но и ГАК «Хлеб Украины».
Правда, и тут эксперты никогда и не верили в эту перспективу. По крайней мере, не воспринимали государство, как потенциального участника подобных планов. «Все проекты по выходу Ливии в Украину были не более чем пиаром украинской власти. Никаких планов не было, нет и не будет. Политики всегда говорят о намерениях, а намерения и планы – это разные вещи. Извините, где взять 100 тыс. га – у кого? Владельцами земли в Украине являются владельцы паев. Кто-то с ними какую-то работу проводил? О чем вообще здесь говорить – у государства нет земли, которую она может сдавать в аренду», – сказал «Комментариям» директор компании «ПроАгро» Николай Юрьевич Верницкий.
Вооружение – украинская «Кольчуга» не защитит Джамахирию от врагов
В ходе своего визита в Украину в 2008 году Муаммар Каддафи высказал намерение модернизировать ливийские силы противовоздушной обороны при помощи украинского оборонно-промышленного комплекса. Эксперты тогда заговорили о шансах Киева продать Триполи комплекс дальней радиотехнической разведки «Кольчуга-М», который производит ГП «Топаз».Чем заплатит Украина за отставку полковника Каддафи
Кроме того, украинские экспортеры уже не раз заявляли, что ливийские вооруженные силы могли бы заинтересоваться как легкой украинской бронетехникой, так и возможностью установки на боевых машинах систем для запуска противотанковых ракет «Комбат», позволяющие поражать цели на расстоянии до 5 км.
Тогда же Украина предложила Ливии развивать военно-техническое сотрудничество также и в авиационной сфере. Речь даже зашла о конкретных проектах – появилась информация о планах создании СП по модернизации и ремонту вертолетов МИ-8 для обеспечения гуманитарных операций на Африканском континенте. С украинской стороны к проекту намечалось привлечь компанию «Украинские вертолеты».
Тем не менее, и здесь дальше громких заявлений дело практически не сдвинулось. Как поделился с «Комментариями» наш источник в «Укроборонпроме», Ливия всегда занимала второстепенные позиции в структуре отечественного экспорта вооружения. «Украина зачастую просто сдавала свои стратегические позиции в пользу России – о каком вообще взаимовыгодном сотрудничестве с Ливией в таком случае может идти речь?».
Если с прошлыми «успехами» Украины в Джамахирии все понятно, то будущее еще не совсем ясно. Эта война для Каддафи может закончиться в любой момент. Но кто бы не встал у власти, эксперты единодушны в том, что нестабильность в Ливии – это надолго. И если Украина не могла закрепиться в стабильной Ливии, то в Ливии неспокойной официальному Киеву придется намного сложнее.