Подождать несколько лет и получить квартиру в пожизненное пользование либо справить новоселье сразу же с перспективой быть выселенным — такой выбор предложат власти очередникам.
В свое время Михаил Горбачев пообещал каждой семье по отдельной квартире к 2000 г. Естественно, бесплатной — других и не было. Многие граждане до сих пор уверены, что квартира за государственный счет — это нормально. Это они зря, считает первый замруководителя департамента жилищной политики Москвы Николай Федосеев: советский подход к распределению квартир канет в Лету, социальное жилье будут не дарить, как сейчас, а сдавать внаем. Владение собственной квартирой вообще станет дорогим удовольствием: многие добровольно отдадут ее городу, лишь бы не платить огромные налоги.
Бедняки в соболях
Федосеев 15 лет занимается решением квартирных проблем москвичей и уверен, что очереди на жилье в столице не исчезнут никогда. «В любой стране, даже самой богатой, есть социально незащищенные люди, которым не только покупка, но даже аренда жилья не по карману. И государство им помогает», — говорит чиновник. Всюду по-разному. В Германии, например, вообще нет муниципальных квартир для бедных: они просто получают субсидии на аренду по рыночной стоимости. А вот в Швейцарии муниципалитеты сами сдают нуждающимся квартиры за символическую плату.
В общем, даже страны, которые тратят на социальную поддержку бедняков на порядок больше, чем мы, не спешат дарить им недвижимость. В России не так. «В Жилищном кодексе сказано, что, если ты получил квартиру по социальному найму, твои потомки будут в ней жить, пока дом не развалится от старости. А когда развалится, муниципалитет будет обязан дать им новое жилье», — возмущается Федосеев.
При обсуждении проекта Жилищного кодекса он предлагал давать бесплатные квартиры очередникам на пять лет, после чего требовалось бы перезаключение договора. Ведь, допустим, сегодня человек беден, а завтра нашел хорошую работу, получил наследство и купил себе еще одну квартиру — гораздо лучше. Справедливо было бы освободить полученное от города жилье. Не выйдет: чиновники будут продлевать договоры за взятки, парировали тогда депутаты. «Вот так наше государство продолжает делать гражданам подарки на $250 000 — 300 000. Сколько бы мы ни строили социального жилья, оно рано или поздно оказывается на рынке», — сокрушается чиновник.
И все же он уверен, что долго так продолжаться не будет. Через полтора года прекратится бесплатная приватизация: получить в собственность выделенную городом квартиру станет невозможно. А еще через несколько лет региональные базы данных Росрегистрации будут объединены и чиновники смогут легко проверить, нет ли у москвича-очередника жилья в другом регионе России. Если окажется, что есть, квартиру ему точно не дадут. Федосеев вспоминает, как 5-10 лет назад в его департамент приезжали дамы в норковых шубках и мужчины на дорогих авто, чтобы встать в очередь на жилье. Приходилось ставить: по паспорту всё нормально, человек прописан в коммуналке и имеет меньше 10 м2.
Кое-что уже изменилось: сейчас перед подачей заявления надо обратиться в органы соцзащиты, чтобы семью признали малоимущей. Это правило, введенное новым Жилищным кодексом, сразу сократило количество «квартирных иждивенцев» в Москве в 10 раз. Со временем их станет еще меньше, не сомневается Федосеев: Москва ежегодно снимает с учета до 3000 семей, переставших быть социально незащищенными. Сейчас очередники составляют около 7% населения Москвы, а через пару десятилетий, прогнозирует Федосеев, их будет не больше 3-5%.
Приватизация наоборот
Владение квартирой вообще станет дорогим удовольствием. В обозримом будущем, пророчит Федосеев, налог на жилье существенно вырастет, потому что рассчитывать его станут от рыночной цены, а не от оценки БТИ, ничего общего с реальной ценой не имеющей. Хуже всего будет владельцам нескольких квартир: для них, надеется чиновник, введут прогрессивную шкалу. Прибавьте к этому страхование, ремонт, обслуживание квартиры — рано или поздно все эти расходы заставят некоторых граждан расприватизировать жилье. Человек добровольно отдаст квартиру городу и возьмет ее в социальный наем, объясняет Федосеев: оставить в наследство такую недвижимость нельзя, зато платить за нее придется существенно меньше.
Очереди на жилье в таких условиях сильно сократятся. Сейчас квартиры получают те, кто встал на учет 20 лет назад. К 2015 г. срок ожидания сократится до 10, а потом и до 3-5 лет. Чтобы схема заработала, город займется строительством доходных домов. Название плохо описывает их суть: городской казне они не принесут дохода, арендная плата будет равна стоимости обслуживания квартиры. Два первых доходных дома построят к концу этого года, а к 2010-му их будет уже два десятка. Аренда однокомнатной квартиры в таких домах, прикидывает Федосеев, будет стоить не дороже $200 — хороший вариант для студенческих семей и очередников, дожидающихся нового жилья.
Вообще, задумка властей состоит в том, чтобы с окончанием бесплатной приватизации у очередников появилась возможность выбора: подождать, но зато получить квартиру по соцнайму на всю жизнь либо сразу же переехать в новое жилье по срочному договору аренды — если повезет разбогатеть, продлевать договор с тобой не будут. Федосееву ближе второй вариант: человеку нечего бояться — пока он малоимущий, его никто не выселит.
И все же одними административными фокусами жилищную проблему не решить. Чтобы уменьшились очереди, социального жилья должно стать больше. Строительство домов для очередников будет расти, а вот коммерческое строительство надо хотя бы временно ограничить, поскольку инфраструктура не поспевает за ростом численности населения. Если доля коммерческого жилья станет меньше, ничего не случится, успокаивает Федосеев: «Все равно среди покупателей новостроек москвичей — не больше 40%». Впрочем, совсем закрывать Москву для приезжих чиновник не собирается: когда город создаст достаточный фонд соцжилья и разовьет инфраструктуру, баланс сместится в пользу рыночных объектов, мечтает Николай Федосеев.