Грузинские оппозиционеры объявили ночь с четверга на пятницу «решающей» в деле избавления от президента. Лидер Консервативной партии Каха Кукава на митинге перед парламентом призвал использовать это время, чтобы максимально расширить «акцию клеток». Еще оппозиция пообещала ходить за Саакашвили по пятам: преследованием президента Грузии и членов правительства оппоненты почему-то надеются доказать, что власть уже не управляет ни страной, ни народом. А вчера вечером протестующие собрались у здания Общественного телевидения в Тбилиси, чтобы разорить «гнездо лжи», необъективно освещающее акции протеста.
Впрочем, вряд ли этот и сопоставимые по «мощи» пиар-ходы противников Саакашвили (вроде запуска зайца в галстуке на территорию президентской резиденции, обустройства импровизированных «тюрем» и демонстративной «мусорной войны») сподобят грузинского президента в страхе оставить свой пост. В четверг на встрече с коллективом завода «Интерпласт» Саакашвили снова заявил о том, что нации «перед лицом внешней агрессии» необходимо сплотиться. Президент готов к диалогу даже с «самой маленькой политической группой, с самой радикальной, с неприемлемыми лозунгами» и обещает «все сделать для того, чтобы в результате внешней агрессии и внутреннего противостояния не пролилась кровь».
Объединить народ и своего лидера, помимо «внешней агрессии», могут и другие общие проблемы: оказывается, в Грузии «крайне нуждаются и очень рассержены» не только «очень много людей», но и сам Саакашвили, который «полностью разделяет их нужду и рассержен вместе с ними». Даже безработицу президент пророчески назвал «нашим общим врагом», с которым «мы справимся вместе». Последний тезис логично было бы завершить долгожданным извещением об отставке, однако его не последовало. Последовало предложение «взяться за руки» и налаживать жизнь сообща.
Обещания Саакашвили прислушаться к оппонентам звучат столь же искренне, как и жалобы на личную «крайнюю нужду». Безусловно, мелкие стычки власти и оппозиции о полноценных репрессиях свидетельствовать не могут, а вот факты «принуждения к миру» в грузинском исполнении – вполне.
Вчера стало известно, что видную представительницу оппозиционного лагеря Нино Бурджанадзе оштрафовали почти на $1 миллион. Претензии налоговой полиции Грузии возникли в связи с приобретением Бурджанадзе дачи (30 тыс. кв. м земли) всего за один лари. Оппозиционерка немедля заявила о том, что таким образом ее «пытаются запугать и оторвать от оппозиционной деятельности».
Ранее муж Бурджанадзе Бадри Бицадзе на пресс-конференции в Тбилиси обвинил МВД в осуществлении против него и его семьи политического давления. В МВД постоянно вызывают его бывших сотрудников (Бицадзе возглавлял погранполицию), «оскорбляют их физически, под угрозой оружия заставляют давать показания против меня и моих заместителей, заставляют признать, что мы совершили что-то противозаконное и участвовали в коррупционных сделках». Все это Бицадзе расценивает как «политический террор» и обещает, что «волна сведения счетов» вернется к ее организаторам.
Рядовые сторонники оппозиции (с которых миллиона, по всей видимости, не стрясти) пока расплачиваются за неповиновение своими нервами. Так, накануне некие дамы разгромили клетки, установленные протестующими на площади Свободы. Женщины заявили, что живут поблизости и акция им мешает, разрезали ножами веревочные прутья и пластик, которыми были обернуты клетки, и передвинули их, чтобы открыть движение автотранспорту. Участники «акции камер» (в основном, мужчины) в драку с дамами вступать не стали.
Свое развитие получила и «мусорная история». Сотрудники патрульной полиции избили двух активистов оппозиции и похитили машину для вывоза мусора, рассказал один из лидеров Консервативной партии Грузии Бидзина Гуджабидзе.
Так или иначе, пока «ненавистный диктатор» держится в рамках приличий (то есть закона), на что его противники явно не рассчитывали, а весь протест больше напоминает балаган. В то же время, учитывая намечающуюся вендетту между семействами Саакашвили и «попавшей на миллион» Бурджанадзе, не исключено, что далее ситуация оживится по «украинскому образцу». Где, как показывает практика, для многолетней головной боли всей страны достаточно всего двух игроков.