Российская экономика сможет выйти на устойчивые темпы роста в 4% уже через 2-3 года, заявил помощник президента Андрей Белоусов в интервью ТАСС в преддверии заседания президиума Экономического совета при президенте РФ.
При этом Белоусов подчеркнул, что действующая модель экономики себя исчерпала, добиться с ее помощью темпов роста, превышающих 1-2%, практически невозможно. «Одна из главных задач — это запуск экономического роста. Мы находимся в ситуации, и это консенсус, здесь все сходятся, несмотря на разницу взглядов, что предыдущая модель экономического роста себя практически исчерпала», — сказал Белоусов.
«Выдавить, выжать из нее более 1-2% роста практически нереально. А если и реально, то ни к чему хорошему это не приведет. Новые пузыри, а потом новый спад. Значит, нужно искать новые источники роста, нужно создавать механизмы, которые реализуют такие источники роста с тем, чтобы обеспечить выход на темпы роста 4%», — добавил помощник президента.
На заседании президиума совета 25 мая будут представлены три концепции: Министерства экономического развития, группы экспертов под руководством бывшего министра финансов Алексея Кудрина и также группы экспертов Столыпинского клуба, которая, по словам Белоусова, представляет позицию крупного и среднего бизнеса.
Рецепты достаточно разные
По официальному прогнозу Министерства экономического развития, российская экономика сократится на 0,2% в 2016 году, но вырастет на 0,8% в следующем году.
Члены Столыпинского клуба считают возможным выход на темпы экономического роста в 5-7% в год за счет государственных инвестиций в приоритетные отрасли, использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Центрального банка.
Кудрин считает возможным выход на темпы роста в 4% через 5-7 лет при условии снижения инфляции и в результате проведения структурных реформ.
Помощник президента подчеркнул, что необходимость выхода на траекторию устойчивого экономического роста осознают авторы всех трех концепций.
«В целом в элитах есть понимание, что без экономического роста многие проблемы для нас станут трудноразрешимыми или разрешимыми с большими издержками. При этом достичь экономического роста возможно, хотя рецепты здесь достаточно разные. Устойчивого экономического роста можно достичь через 2-3 года», — сказал Белоусов.
Проблему дефицита бюджета надо решать, иначе страна будет «проедать» резервы
Проблему ненефтегазового дефицита бюджета надо решать, иначе при сохранении цены на нефть в $40-50 за баррель Россия будет проедать резервы, отметил Белоусов.
Ненефтегазовый дефицит представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов. В 2015 году показатель составил около 11% ВВП, тогда как дефицит бюджета сложился на уровне 2,6% ВВП. На 2016 год запланирован ненефтегазовый дефицит около 10,7% ВВП при общем дефиците 3% ВВП.
«Нам придется эту проблему решать, потому что, если дефицит останется таким, то при сохранении цен на нефть на уровне $40-50 за баррель мы будем проедать наши резервы с той или иной скоростью. Для того, чтобы из этой ситуации выйти, дефицит нужно сократить. Это задача будущего», — отметил Белоусов.
Он напомнил, что российские власти до кризиса 2008 года ставили задачу снизить ненефтегазовый дефицит до 3-5% ВВП, в целом же выйти на бездефицитный бюджет. «Тогда у нас было где-то 5-7% ВВП (ненефтегазовый дефицит — прим. ред.), в кризис он резко подскочил. Мы не решили проблему бюджетного дефицита. Мы оказались в точке равновесия при сохранении ненефтегазового дефицита в районе 10% ВВП. Правительству не удалось его снизить», — сказал Белоусов.
О программах реформ
Все три программы к заседанию президиума Экономического совета при президенте РФ предлагают снизить инфляцию и повысить производительность труда, но ни одна из них пока не является самодостаточной, заявил помощник президента.
«Ни одна из трех представленных концепций не является целостной и самодостаточной. Все-таки процесс принятия решений, тем более политических решений на верхнем уровне, хотя и опирается на те или иные парадигмы и теоретические представления, но из них непосредственно не вытекает», — сказал Белоусов.
О бедности
Помощник президента отметил, что рост числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума в результате экономического спада и девальвации рубля является серьезной проблемой для российской экономики.
По его словам, экономика РФ в целом преодолела кризисные явления и нашла новую точку равновесия к середине 2015 года. «Мы достигли этой точки равновесия с существенным увеличением количества бедных. Количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума сейчас составляет 13% населения, до кризиса было 10%. Это почти 5 миллионов новых бедных людей», — сказал помощник президента. Прожиточный минимум в марте 2016 года установлен на уровне 10 тыс. 187 рублей в месяц для трудоспособного населения.
«И это очень серьезная проблема», — добавил Белоусов. По его мнению, для ее преодоления, для возврата уровня бедности на докризисный показатель может потребоваться несколько лет.
Многие отрасли экономики РФ — в зоне риска
Белоусов также заявил, что некоторые отрасли экономики РФ, включая автомобильную промышленность, железнодорожное машиностроение, строительство и легкую промышленность, по-прежнему находятся в зоне риска, несмотря на стабилизацию экономики в целом.
«Наметились признаки того, что мы получили некоторую стабилизацию. Но одновременно есть ряд серьезных нерешенных структурных вопросов. Первое — это то, что ряд отраслей оказались в зоне риска, так сказать, за красной чертой. Это те отрасли, где за последние два года произошло наибольшее сжатие рынка — автопром, железнодорожное машиностроение, строительство, легкая промышленность», — сказал помощник президента.
Он подчеркнул, что правительство разработало и реализует антикризисные программы, направленные на стабилизацию положения в этих отраслях.