Оператор МТС продал свою долю в размере 50,01% в компании Universal Mobile Systems (оператор UMS, «дочка» МТС в Узбекистане) Центру радиосвязи, радиовещания и телевидения (ГУП ЦРРТ) при министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан. Об этом говорится в сообщении МТС.
«По ряду бизнес-причин и иным обстоятельствам МТС решила продать свою долю в совместном предприятии ООО UMS», — приводятся в сообщении слова вице-президента МТС, директора бизнес-единицы «Зарубежные компании» Андрея Смелкова.
По мнению опрошенных ТАСС аналитиков, решение МТС покинуть рынок Узбекистана вполне логично и закономерно.
«Я не исключаю, что это решение связано со сложностями работы в стране, где многое зависит от власть предержащих людей. Видимо, компания решила, что риск остаться в Узбекистане несоразмерен прибылям», — считает Константин Чернышов из «Уралсиба».
Глава информационно-аналитического агентства «Телеком Дейли» Денис Кусков отметил, что уход оператора из Узбекистана был «вполне ожидаем и очевиден с того момента, как компания вернулась туда после коррупционного скандала».
В свою очередь в компании подчеркнули, что данное решение МТС не связано с расследованием Минюста США. «МТС — инициатор продажи доли, с правительством Узбекистана у нас нормальные рабочие отношения», — отметили в компании, комментируя предположение, что причиной выхода из UMS могли послужить сложности в работе с правительством Узбекистана.
В связи со сделкой МТС запланировала списание около 3 млрд рублей в третьем квартале 2016 года, в дальнейшем сумма будет уточнена.
«В настоящее время мы запланировали списание в размере порядка 3 млрд рублей, исходя из нашей доли и с учетом операционной деятельности компании, в том числе амортизации оборудования и рабочих расходов на электроэнергию, ремонт оборудования, зарплаты и т. д.», — сказали в МТС.
При этом сумму сделки в компании не раскрывают. «UMS погасил все долговые обязательства перед МТС и аффилированными с МТС компаниями», — подчеркнули в МТС, пояснив, что эти обязательства возникли у UMS при продаже биллинга, SIM-карт и оказании роуминговых сервисов.
МТС в конце 2014 года безвозмездно получила 50,01% в уставном капитале UMS, после урегулирования претензий и подписания мирового соглашения с правительством Узбекистана, которое в 2012 году отозвало лицензию у предыдущей «дочки» МТС — «Уздунорбита».
Тогда МТС получила доход размере 6,7 млрд рублей, который был отражен в отчетности за первый квартал 2015 года. Сеть мобильной связи UMS была запущена в коммерческую эксплуатацию 1 декабря 2014 года. На протяжении всего времени UMS развивалась за счет заемных средств, которые привлекались на локальном рынке.
Остальные 49,99% достались Центру радиосвязи, радиовещания и телевидения при министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана.
Коррупционное дело
Минюст США с 2014 года проводит расследование коррупционных сделок, в которых подозреваются Vimpelcom и МТС, в частности, речь идет о взятках структурам, связанным с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой.
Так, в конце июля 2016 года, по информации агентства Bloomberg, Амстердамский суд признал виновной Takilant Ltd. (зарегистрирована в Гибралтаре) в получении взяток от Vimpelcom Ltd. и Telia AB (бывшая TeliaSonera) в обмен на доступ к беспроводным частотам в Узбекистане, а также в подделке документов. Сумма, полученная Takilant, оценивается более чем в €300 млн.
Bloomberg отмечал, что решение суда является следствием расследования американских, голландских, шведских и швейцарских властей по сделкам Vimpelcom, Telia и МТС при выходе на мобильный рынок Узбекистана.
В 2015 году Минюст США обратился в суд с просьбой заблокировать $300 млн в связи с расследованием причастности операторов Vimpelcom и МТС к коррупции при работе в Узбекистане. По версии американских властей, подключившихся к расследованию, которое было начато в Евросоюзе, средства, о которых идет речь, могли быть получены в результате коррупционной деятельности. К ней, якобы, могли быть причастны Vimpelcom и МТС.
США утверждают, что Vimpelcom и МТС использовали сеть подставных компаний и фиктивных контрактов о консультационных услугах, чтобы предоставлять взятки близким родственникам президента Узбекистана Ислама Каримова в обмен на доступ к телекоммуникационному рынку страны. Часть этих средств принадлежит Takilant.