Цена на нефть достигла 71 долларов за баррель. Российские нефтяники теперь ждут роста ее стоимости до 90 долларов, а банкиры — укрепления российской валюты до 27 рублей за доллар. При этом объективных причин взлета цен на нефть до сих пор нет.
Нефть в среду торгуется выше отметки 71 долларов за баррель, достигнув максимального уровня за последние семь месяцев. 9 июня она выросла на NYMEX почти на 2,8% — небывалое увеличение за последние 11 месяцев.
Главной новостью, «поднявшей» рынок, стали данные о сокращении на прошлой неделе запасов нефти в США на 5,96 млн баррелей.
На достижение нефтью психологически важной отметки в 70 долларов 10 июня отреагировало российское правительство: заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович заявил, что с 1 июля экспортная пошлина на нее может вырасти до 210-212 долларов за тонну (с нынешних 152,8 доллара).
Резкий взлет цен на нефть привел и к тому, что цены на бензин после 7-месячного падения в последние 2 недели демонстрируют рост. Так, с 25 по 31 мая в среднем по России бензин подорожал на 0,9%.
70 долларов за баррель не предел, считают большинство российских нефтяников и правительственных чиновников. Так, на Петербургском экономическом форуме, проходившем в конце прошлой недели, вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что наиболее благоприятная для России цена на нефть — 75 долларов за баррель.
Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил о справедливой цене в 80 долларов, а глава Газпрома Алексей Миллер — о 85 долларах за баррель. Наибольшим оптимистом оказался совладелец и исполнительный директор ТНК-BP Виктор Вексельберг — по его словам, оптимальная цена это 90 долларов за баррель.
В свою очередь банк Goldman Sachs подсчитал, что повышение цен на нефть до 90 долларов за баррель к середине 2010 года приведет к укреплению российской валюты до 27,6 рубля за доллар. К декабрю 2009 года банк ожидает 28,4 рубля за доллар.
В рамках прогноза российских нефтяников и чиновников оказались и расчеты банка Societe Generale, аналитики которого считают достижение нефтью в IV квартале 72,5 долларов за баррель вполне реальным сценарием. При этом Societe Generale не исключает роста ее стоимости и до 75 долларов в декабре 2009 год.
Только министр финансов Алексей Кудрин по-прежнему считает, что нет поводов верить в дорогую нефть. «Цены на нефть могут оставаться в районе 50 долларов за баррель в течение 3-5 лет», — заявил он на Петербургском форуме.
Однако страны — члены ОПЕК пока не видят фундаментальных причин для увеличения добычи нефти. 10 июня министр нефти Кувейта шейх Ахмед аль-Абдалла ас-Сабах заявил агентству Bloomberg, что «картель не будет увеличивать производство нефти при цене в 75 долларов за баррель, вот если она достигнет 100 долларов — это станет возможным».
«Подорожание нефти обусловлено тем, что инвесторы покупают ее для хеджирования против ослабления американского доллара США, а не повышением спроса», — уверен министр.
Дмитрий Лютягин, главный аналитик ИК «Велес Капитал», говорит BFM.ru, что ближайшим рубежом, на котором игроки «ждут» нефть, станет 75 долларов. «После достижения этого уровня может начаться закономерная коррекция до 60-65 долларов», — полагает он.
«Цены на нефть практически достигли среднесрочного уровня в 71-72 доллара, который и прогнозировался ранее, хотя лично я думал, что это произойдет месяц назад», — заявил BFM.ru аналитик ИК «Баррель» Сергей Юров. Он напомнил, что ранее Саудовская Аравия обозначила в качестве ориентира для мировых цен 75 долларов за баррель.
По его словам, сейчас в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда фондовые рынки растут вслед за сырьевыми, хотя обычно они движутся в противоход друг другу.
Аналитик считает, что дальнейший рост цен затруднителен, хотя нельзя исключить, что они вскоре могут достигнуть уровня в 75 долларов за баррель. «Если цены гнать вверх, то сразу образуется пузырь и велика вероятность коррекции в район 55-60 долларов. В целом мы проходим пятилетний тренд, который начался со времени вторжения американцев в Ирак и уперлись снизу в тот уровень, который ранее прогнозировался и всех сейчас устраивает, прежде всего, производителей, — говорит Сергей Юров. — Думаю, что на этом уровне мы и останемся, и происходящее происходит в пику тем, кто постоянно говорит о взаимосвязи между уровнем цен и величиной запасов».