Главная » Экономика » Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе. Появился вопрос о причинах нехватки дизельного топлива и какие угрозы это несет для западных стран.

Дефицит дизельного топлива стал фактом. Даже стремительный рост цен на нефть до 95 долларов за баррель несравним с тем, насколько ускорился рост цен на дизель.

На прошлой неделе в Соединенных Штатах цены на дизель поднялись выше отметки в 140 долларов за баррель, достигнув самого высокого уровня в истории. В Европе, согласно информации от Bloomberg, цены на топливо увеличились на 60% еще летом. Эксперты прогнозируют, что ситуация будет только ухудшаться.

Какие угрозы несет дефицит дизельного топлива? Подорожание дизеля, как и бензина, сразу же отражается на стоимости продуктов и товаров. Это может стать новым источником инфляции в Соединенных Штатах и Европейском союзе, их единственным ответом на это является повышение процентных ставок. Увеличение стоимости дизельного топлива также может косвенно ослабить экономику западных стран, которые уже стараются избегать рецессии. Важно отметить, что Европейский союз уже находится в рецессии, и дорогостоящий дизель может усугубить эту ситуацию.

Почему дизель оказался в дефиците и подорожал?

Во-первых, топливо дорожает вслед за ростом цен на сырье – нефть. Однако черное золото стоило в свое время и по 120 долларов за баррель, но дизель только сейчас достиг таких рекордных ценовых уровней. Потому что на дорогое сырье накладывается дефицит нефтеперерабатывающих мощностей.

«В США и еврозоне летом были остановки производств на НПЗ для проведения плановых ремонтных и профилактических работ, из-за чего производство нефтепродуктов сократилось и сформировало дефицит на внутреннем рынке», – отмечает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Во-вторых, европейские страны значительно сократили экспорт нефти из РФ (в первом полугодии он упал на 81% – до 11 млн тонн), и европейские НПЗ были вынуждены переходить на производство нефтепродуктов из более легких сортов нефти вместо тяжелой российской Urals, что снижало количество произведенных нефтепродуктов и маржинальность производств, добавляет Владимир Чернов.

«Европейские НПЗ зачастую недозагружены, в том числе заводы в Германии, которые раньше принадлежали «Роснефти». Теперь европейцы больше импортирует нефтепродуктов, так как собственная переработка сократилась из-за санкций», – говорит эксперт Финансового университета при правительстве и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

При этом многие низкорентабельные НПЗ были вынуждены закрыться еще с начала пандемии COVID-19, и это уже уменьшило глобальный объем производства дизтоплива, отмечает начальник аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев.

Согласно мнению эксперта ФНЭБ, Соединенные Штаты сами внесли свой вклад в дизельный кризис, последовательно вводя санкции против тяжелых высокосернистых сортов нефти. Сначала они прекратили импорт венесуэльской нефти, которую предварительно закупали для переработки. Эту недостающую нефть заменила российская, но и она оказалась подвержена санкциям. В то же время, Соединенные Штаты увеличивали свою собственную добычу нефти в последние годы. Однако стоит отметить, что это была сланцевая нефть, существенно отличающаяся от венесуэльской и российской нефти. «США увеличили производство сланцевой нефти, однако это, по сути, газовый конденсат. Они добывают сланцевую нефть на месторождениях сланцевого газа. Когда произошла сланцевая революция, США стали добывать так много газа, что он стал очень дешевым. Чтобы не разориться, компании начали бурить на жидкую фракцию углеводородов. Так и началась революция сланцевой нефти. Проблема в том, что объемы добычи в США растут за счет легких сортов нефти, из которых выход дизеля значительно меньше, чем из тяжелых сортов нефти», – объясняет Игорь Юшков.

При этом спрос на дизельное топливо в целом примерно всегда имеется. Сейчас его подталкивает еще и восстановление китайской экономики, которое наметилось во втором полугодии. Кроме того, влияет сезонный фактор: спрос на дизель растет во время сельскохозяйственных работ по уборке урожая, говорит Чернов.

Учитывая идущую вверх стоимость нефти (многие уверены, что Brent скоро пробьет 100 долларов за баррель), дизель вряд ли сможет подешеветь. На Западе экономисты опасаются, что скачок цен на дизель может затянуть экономику США и ЕС в рецессию. Потому что стоимость топлива сразу отражается на ценах продуктов в этих странах. «Удорожание этого топлива рискует привести к очередному витку роста инфляции, что заставит ФРС США и европейский Центробанк продолжить цикл ужесточения денежно-кредитной политики. Более высокие процентные ставки будут оказывать давление на темпы роста экономики и могут стать причиной рецессии», – говорит Евстифеев.

Дизель используется на промышленных производствах, а также при грузоперевозках. «При подорожании дизельного топлива повышается себестоимость промышленного производства, падают его рентабельность и маржинальность. Некоторые производства приходится либо полностью закрывать, либо сокращать объемы выпускаемой продукции. Спад производства замедляет и темпы экономического роста. Увеличение стоимости логистики практически сразу же закладывают в потребительские цены, а при высокой инфляции население переходит в режим сбережения, потребительский спрос снижается, что в итоге тоже ведет к замедлению темпов роста ВВП», – заключает Чернов.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

МВФ повышает в Украине тарифы на 100%

Украина столкнется с предстоящим повышением тарифов на газ и электроэнергию для граждан. В ноябре 2023 года, цены в счетах за коммунальные услуги увеличатся на 100%.