Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg. Это стало возможным благодаря рекордным урожаям и низкой стоимости продукции. А из-за отсутствия серьезной конкуренции со стороны других стран Россия теперь может устанавливать минимальный порог цен на зерно.
Действия, проводимые Кремлем, включая военные удары и блокаду некоторых портов, создают препятствия для экспорта продовольственных товаров из Украины и, таким образом, укрепляют позиции России на мировом рынке пшеницы. Это отражается в рекордных объемах поставок из России, поскольку российские торговцы постепенно преодолевают финансовые и логистические трудности, возникшие после начала специальной военной операции.
В то же время избыточные запасы зерна в России стали благом для потребителей пшеницы, которые страдали от роста цен на продукты. Рекордные поставки зерна привели к значительному снижению цен, которые достигли самых низких уровней за почти три года. Несмотря на усилия Кремля повысить цены на пшеницу с целью пополнения бюджета, на Чикагской товарной бирже она продолжает торговаться на уровне, не превышающем половину от максимальных значений, зафиксированных после начала украинского конфликта.
«У российской пшеницы не так много конкурентов, — сказала Элен Дюфло (Hélène Duflot), аналитик рынка зерна в компании Strategie Grains. — В данный момент цену определяет Россия».
Поскольку избыток предложения приводит к снижению цен, Россия пытается использовать свое доминирующее положение, чтобы установить нижний предел цены. Это не только успокоит российских фермеров, недовольных сокращением доходов, но и пополнит истощенную казну Кремля за счет дополнительных налоговых поступлений.
По словам источников, знакомых с ситуацией, российские чиновники пытаются ввести неофициальный минимальный предел цен на экспорт. Это вынуждает некоторых трейдеров пересматривать условия или даже отменять сделки, о чем сообщили люди, попросившие не называть их имен.
Они также рассказали, что правительство действительно может обеспечить выполнение требования о минимальной цене, отказавшись выдавать экспортные документы на поставки по более низким ценам. Однако в применении этого требования пока нет какой-либо последовательности.
В этом месяце в рамках частной сделки Египет заказал огромное количество российской пшеницы по цене, которая была ниже неофициальной минимальной цены государственных тендеров. Спустя несколько дней Египет сообщил, что трейдеру будет разрешено поставлять зерно из других стран, помимо России. По словам Андрея Сизова, управляющего директора исследовательской компании «СовЭкон», это позволяет Министерству сельского хозяйства России «сохранить лицо» в сделках, в рамках которых зерно продается по цене ниже установленного минимума.
«Если они продают не российскую, а какую-то другую пшеницу, это значит, что они не нарушают требование России о минимальной цене», — пояснил Сизов.
Министерство сельского хозяйства России не отреагировало на наш вопрос о том, действительно ли оно требует продавать пшеницу по цене не ниже минимальной. «Мы придерживаемся своих цен, которые продиктованы ростом издержек производства», — заявил Эдуард Зернин, глава Российского союза экспортеров зерна.
Тем не менее минимальный порог цен — это еще один признак того, что Кремль стремится ужесточить контроль над экспортом российского зерна и, следовательно, над мировым рынком.
Международные торговые дома покинули Россию в начале этого года в связи с ростом официальной критики в адрес иностранных компаний. Тем временем Москва продолжает добиваться расположения покупателей в Африке и на Ближнем Востоке, одновременно нанося удары по украинской экспортной инфраструктуре и смешивая зерно из присоединенных областей с собственной продукцией.
Ранее на этой неделе Министерство сельского хозяйства США повысило прогноз по российскому экспорту, одновременно понизив прогноз по мировым поставкам, что в очередной раз подчеркнуло доминирующие позиции Москвы на рынке пшеницы.
В результате, по словам Александра Каравайцева, старшего экономиста Международного совета по зерну, несмотря на сохраняющуюся неопределенность, окружающую поставки украинского зерна, обильные российские поставки позволяют смягчить все возможные опасения.
«Высокие урожаи в России и конкурентоспособные цены на ее экспорт стали основным фактором, влияющим на настроения экспортеров из других ключевых стран в последние несколько месяцев», — отметил он.