Депутаты отменили закон о реструктуризации валютных кредитов физлиц
Верховная Рада не поддержала предложения президента Украины Петра Порошенко к ветированному закону №1558-1, которым предусмотрена реструктуризация всех потребительских кредитов, выданных в иностранной валюте, по курсу 5,05 грн/$1.
За предложения президента проголосовал 101 депутат из 226 необходимых.
Депутаты также не смогли преодолеть президентское вето — за это проголосовали 54 депутата. Таким образом, данный закон считается отмененным.
Как сообщил парламентский представитель главы государства Степан Кубив в ходе выступления в Раде, действие данного закона могло негативно отразиться на банковской системе.
«Предложенный законом механизм реструктуризации обязательств существенно нарушит баланс прав сторон кредитного договора в сторону заемщиков, перенеся всю нагрузку убытков исключительно на банковскую системы Украины», — отметил Кубив.
Он может привести к необходимости безотлагательной докапитализации банковской системы, рефинансированию, девальвации национальной валюты, увеличению расходов Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
«Как следствие, это приведет к увеличению расходов государственного бюджета, введет неравный подход к заемщикам, которые уже выплатили по кредитным обязательствам с учетом изменения валютного курса и тем заемщикам, которые не имели финансовую возможность выполнять условия кредитных договоров или были недобросовестными», — сказал Кубив.
Как сообщалось, в декабре 2015 года президент Украины Петр Порошенко применил право вето к закону №1558-1 и предложил отклонить его.
«По данным НБУ, по состоянию на сегодня физическим лицам — резидентам Украины предоставлено кредитов в иностранной валюте на сумму $4,28 млрд,… сумма всех ипотечных кредитов составляет $2,16 млрд… Конвертация валютных кредитов по курсу 5,05 грн за $1, то есть по курсу, который был на момент заключения подавляющего большинства кредитных договоров нанесет банковской системе ущерб на сумму более 76 млрд грн», — аргументировал глава государства свое решение, направленное Раде.
Кабмин докапитализирует Ощадбанк и Укрэксимбанк
Правительство на заседании 27 января приняло решение о докапитализации государственных Ощадбанка (на 5 млрд грн) и Укрэксимбанка (на 10 млрд грн), сообщил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
«Дополнительно правительство вносит в уставный капитал Укрэксимбанка почти 10 млрд грн и в уставный капитал Ощадбанка почти 5 млрд грн», — сказал он.
По словам главы правительства, это поддержит стабильность двух основных госбанков, обеспечит прирост объемов кредитования и будет способствовать развитию экономики.
Как сообщалось, банки должны быть докапитализированы по итогам проведенных в 2015 году стресс-тестов. По итогам диагностирования 18 из 20 крупнейших банков суммарная потребность в их докапитализации была определена в 156 млрд грн.
В Крыму заработали карты Visa
В Крыму снова заработали карты Visa. Об этом сообщается на сайте российского Генбанка, который осуществляет свою деятельность на полуострове.
Как отмечается в сообщении, с 20 января во всех торгово-сервисных предприятиях, а также пунктах выдачи наличных подключенных через Генбанк, принимаются карты Visa всех российских банков-эмитентов в рамках Национальной системы платежных карт.
Напомним, в декабре 2015 года платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание ряда российских банков, попавших в санкционный список США. В их число входил в том числе Генбанк.
ПриватБанк оспорит в суде критерии Кабмина для банков, выплачивающих зарплату бюджетникам
ПриватБанк намерен оспорить в суде новые критерии отбора банков для выплаты зарплат бюджетникам и пенсий, утвержденные Кабинетом министров. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook написал первый зампред ПриватБанка Олег Гороховский.
«Появился «ответ» Кабмина на петицию об отмене зарплатного рабства, которую им отправил Президент для реагирования. Теперь Кабмин еще больше хочет ужесточить требования к отбору банков, которые обслуживают бюджетников по выплате зарплаты и пенсий… Даешь зарплату по чекам в кассах предприятия!… P.S. Будем судиться!» — написал он.
Среди новых критериев отбора: размер активов уполномоченного банка должен составлять от 1% активов всей банковской системы. Дополнительно банк должен иметь ОВГЗ в своем портфеле на уровне 20% регулятивного капитала.
Напомним, ранее по инициативе Министерства финансов Кабинет министров ужесточил отбор банков для выплат зарплат работникам бюджетных учреждений, и установил такие критерии:
— доля активов банка составляет не менее 1% активов банковской системы;
— банк владеет ОВГЗ в размере не менее 20% своего регулятивного капитала;
— на момент проведения конкурса банк осуществляет деятельность на рынке не менее 3 лет;
— в течение трех последних месяцев до момента подачи на конкурс документов Нацбанком не предпринимались в отношении данного финучреждения меры воздействия в виде ограничения, приостановления или прекращения операций;
— в течение трех последних месяцев до момента подачи документов банк придерживался экономических нормативов, установленных НБУ;
— банк является участником ФГВФЛ, кроме случаев, предусмотренных законом, и не имеет финансовой задолженности перед ФГВФЛ по уплате сборов, штрафов, пени;
— у банка отсутствует задолженность по уплате налогов и сборов;
— к банку или его владельцам и связанным лицам не применялись санкции Украиной, странами-членами ОЭСР или ЕС в течение последних 12 месяцев до момента подачи документов на конкурс.
При этом, банки, в которых государство владеет долей более 75%, признаются уполномоченными на постоянной основе.
НКЦБФР утвердила изменения в правила торговли ценными бумагами
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку утвердила изменения в правила торговли ценными бумагами. Об этом говорится в сообщении регулятора.
НКЦБФР на очередном заседании 26 января одобрила изменения в правила осуществления деятельности по торговле ценными бумагами: брокерской деятельности, дилерской деятельности, андеррайтинга, управления ценными бумагами.
Во-первых, изменениями в правила вводится новый вид договора — «заем ценных бумаг», которым торговцам ценными бумагами предоставлены более широкие возможности при обслуживании клиентов, в частности при осуществлении маржинальных операций.
Во-вторых, в правилах введен новый термин «подозрительный договор» — договор с ценными бумагами на биржевом или внебиржевом рынке, цена которого для листинговых ценных бумаг отличается от последнего рассчитанного биржевого курса на 20% и более, а для внелистинговых ценных бумаг отличается от последней рассчитанной цены закрытия торгового дня на 50% и более.
Согласно новым правилам, в случае проведения операций с ценными бумагами, по которым в действиях клиента или контрагента выявлены признаки манипулирования ценами на фондовом рынке или заключения подозрительного договора, торговец ценными бумагами обязан сообщить об этом в комиссию.
При этом торговец ценными бумагами имеет право отказать клиенту в заключении или проведении операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в частности если он имеет основания считать, что в действиях клиента или контрагента имеются признаки манипулирования ценами на рынке.
НБУ изменил порядок применения мер воздействия к платежным системам
Правление Национального банка 25 января приняло постановление №30 о внесении изменений в Положение о применении мер воздействия за нарушение законодательства в сфере деятельности платежных систем.
Об этом говорится в сообщении НБУ.
«Постановление №30 принято с целью усовершенствования порядка применения мер воздействия к объектам надзора, которыми являются платежные организации платежных систем, клиринговые и процессинговые учреждения, участники платежных систем, другие лица, уполномоченные предоставлять отдельные виды услуг или осуществлять операционные и технологические функции в платежных системах», — отмечает регулятор.
Меры воздействия применяются Нацбанком с целью предотвращения рисковой деятельности платежных систем.
Постановление №30, в частности, предусматривает отнесение к компетенции Комитета НБУ по вопросам надзора за деятельностью банков и платежных систем вопроса применения мер воздействия в виде исключения из реестра платежных систем и запрета осуществления деятельности.
Документ также урегулирует вопрос ответственности объектов надзора за невыполнение решений Комитета НБУ по вопросам надзора за деятельностью банков и платежных систем.
Постановление №30 вступает в силу с 28 января 2016 года.
Как сообщалось, 17 декабря 2015 года НБУ принял постановление №890, которым внес изменения в порядок проведения проверок деятельности платежных систем.
Нацкомфинуслуг урегулировала порядок надзора за небанковскими фингруппами
Распоряжение Нацкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг №2724 от 12 ноября 2015 года, которым урегулируется порядок надзора за небанковскими фингруппами, вступило в силу с 5 января 2016 года. Об этом комиссия сообщила 27 января.
«(Данный документ) устанавливает требования к деятельности небанковских финансовых групп», — отмечает регулятор.
Распоряжение определяет: порядок предоставления информации о создании небанковской финансовой группы; порядок признания Нацкомиссией небанковской фингруппы на основании поданных сведений; устанавливает особенности определения подгрупп небанковской фингруппы; регулирует порядок определения небанковской фингруппой ответственного лица, требования к такому лицу и порядок согласования этой кандидатуры регулятором.
Документ также урегулирует подачу информации небанковской фингруппой об изменениях в структуре собственности; требования к подаче отчетности фингруппой; порядок прекращения признания небанковской фингруппы регулятором.
Распоряжение №2724 устанавливает формы, в соответствии с которыми контролер или ответственное лицо небанковской фингруппы подает информацию и отчетность комиссии.
Нацкомфинуслуг обращает внимание контролеров небанковских фингрупп на необходимость до 4 марта 2016 года обеспечить предоставление участниками групп ответственному лицу информации, документов, необходимых для подачи этим ответственным лицом регулятору сведений о группе.
Контролер, в частности, обязан обеспечить предоставление ответственным лицом регулятору сообщения о создании группы, информации о контролерах и о самой группе, о структуре ее собственности, а также пакета документов для согласования регулятором ответственного лица группы.