именно о зарплатах. Бонусы? Какие бонусы, отмахивается высшее руководство компаний, в наше сложное время? Более того, и частью вознаграждения они готовы пожертвовать. Поневоле.
В России, в отличие от Запада, зарплатно-бонусная политика — кухня весьма закрытая и непрозрачная. Раскрывать информацию приходится только тем «несчастливчикам», которые публично разместили свои акции. Обычно на размер вознаграждения топ-менеджерам внимания обращали мало. Куда там зарплатам топ-менеджмента до состояний даже самых «нищих» «форбсов»? Но кризис все изменил. Государство было вынуждено выделить триллионы рублей на поддержку компаний и банков. Значит, и пригляд, куда деньги тратятся, должен быть особый.
Первые волны недовольства прокатились еще в феврале, когда банки, получающие материальную помощь от государства, начали печатать ежеквартальные отчеты. Размер вознаграждения потряс воображение обывателя. Скажем, члены правления Сбербанка за 2008 год получили зарплат и премий на 933,6 млн рублей. В 2007-м вознаграждение было слегка скромнее — 892 миллиона. Руководство Сбера уже в отчете указало оправдательную причину — повышение выплат связано с увеличением числа членов правления (с 20 до 23 человек. — «Известия»). Если же считать на одного человека, то вознаграждение даже снизилось. Как бы то ни было, но на каждого пришлось по 40,6 млн рублей в год, или 3,4 миллиона в месяц. Согласитесь, ударная компенсация за труд.
О снижении вознаграждений поспешили рапортовать и в других банках, причастных к госпомощи. Скажем, Газпромбанк «урезал» расходы на выплату вознаграждения правлению почти на 14 млн рублей. Показательно. О секвестре заявили и в ВТБ. Этот же банк декларировал и то, что, вероятнее всего, не будет выплачивать бонусы за прошлый год.
Что касается вознаграждений топ-менеджеров банков, получающих правительственную помощь, то их под свой пристальный контроль Центробанк взял еще в прошлом месяце. Недавно из уст министра финансов Алексея Кудрина прозвучало предостережение и в адрес руководства госкорпораций. Пора урезать их зарплаты, декларировал глава Минфина. А то получают по миллиону в месяц, невзирая ни на какие кризисы. Некоторые госкорпорации уже пошли на добровольное урезание своих бюджетов. Например, РОСНАНО, как заявил недавно гендиректор корпорации, вернет в бюджет 85 млрд рублей из 130, выделенных ей на реализацию проектов. За этим «антикризисным» шагом последует и сокращение зарплаты бывшего «главного электрика» страны Анатолия Чубайса.