Россия — наиболее привлекательная страна для иностранных розничных продавцов. По прогнозам, в 2010 году спрос в России восстановится, потребительский рынок будет ежегодно прибавлять по 15%. На этом фоне вполне закономерным выглядит экспансия иностранных торговцев.
Wal-Mart Stores Inc — это 7 тысяч магазинов в 15 странах и годовая выручка в 400 миллиардов долларов. Компания уже давно ищет новые рынки сбыта, так как продажи падают.
«Копейка» — сравнительно небольшая розничная сеть, чуть больше 500 магазинов. Почти столько же у компании «ДИКСИ Групп». Для сравнения: лидер отечественной розницы «X5 Ритейл групп» — больше в два раза, а сеть «Магнит» — в пять раз.
Примерно такая же ситуация с оценочной стоимостью компаний. Рыночная капитализация «Х5» и «Магнита» — более 3 миллиардов долларов за каждую. Остальные — менее миллиарда. Тем не менее покупка «Копейки» позволит Wal-Mart влиться в ряды лидеров российской розничной торговли.
«На российском рынке много места для любых игроков, — говорит аналитик рейтингового агентства Алексей Зайко. — Потому что по объему торговых площадей на душу населения и по торговому обороту мы пока еще не можем сравнивать себя с развитыми странами».
В общем объеме российской розницы (557 миллиардов долларов) крупные игроки занимают всего 5%. В Европе доля сетевиков более половины. Догнать и перегнать Запад — такую задачу ставили перед собой российские торговцы. Они активно кредитовались и вкладывали в строительство новых магазинов. К началу кризиса ликвидности многие оказались не готовы. Проценты платить нечем, рефинансировать долги не получается, даже все механизмы экономии расходов не помогают.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло, — говорит Игорь Немченко, гендиректор «Эльдорадо». — Мы с кризисом ликвидности столкнулись весной прошлого года. Поэтому начали интенсивно вести поиск стратегического финансового партнера. К сентябрю мы его нашли. Поэтому когда кризис грянул, и все начали вести поиски, у нас вопрос уже был решен».
Найти внешнее финансирование удается в основном крупным сетям, мелкие такой возможности не имеют. По оценкам экспертов, сейчас в России готовы продать дело около 400 розничных сетей. Причина — долги и падение продаж. Покупатель ушел к крупным сетевикам, которые могут снижать цены за счет большого оборота.
Например, в краснодарском «Магните» за январь-июнь чистая розничная выручка составила 78,5 миллиарда рублей. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2008 года — 33,5%. В долларовом выражении этот же показатель снизился на 3,5%. Причина — в реальном снижении покупательской способности из-за девальвации рубля. Кроме того, если клиент пришел в бюджетный магазин, он ушел из дорогого.
«Например, в первом полугодии к нам пришло на 5% больше покупателей, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее в основном это происходит за счет очень серьезного ослабления наших конкурентов. Мы видим сегодня ситуацию, когда много торговых сетей не имеют оборотных средств, чтобы даже оплачивать проценты по подорожавшим кредитам», — считает Лев Хасис, председатель правления «X5 Ритейл групп».
По данным Росстата, за первые пять месяцев доходы россиян снизились на 2%. Потребительские настроения находятся на уровне 1999 года. Около 40% россиян уже готовы экономить на питании, переходя на дешевые продукты. Розничные сети вынуждены подстраиваться.
«У ряда сетей такая политика привела к хорошим результатам, — говорит Татьяна Бобровская, аналитик по потребительскому сектору. — Здесь стоит отметить «Х5» и «Седьмой континент», компании сумели переломить снижение посещаемости в ряде своих магазинов. Основное изменение — снижение ассортимента — позволило улучшить показатели рентабельности. Второе направление — изменение структуры ассортимента в сторону продаж более дешевой продукции».
В 2009 году начнут действовать новые правила торговли. Сейчас правительство внесло в Госдуму проект закона, который кардинально поменяет взаимоотношения производителя и продавца.
«Нужно отменить недобросовестную практику поборов со стороны сетей, задержку с выплатами за полученный товар, — говорит Давид Якобашвили, председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данн». — Потому что есть товары, которые имеют 10 дней хранения, есть, которые хранятся 30 дней. Какие-то пределы должны быть. Если вы продали товар, то не надо пользоваться чужими деньгами. Надо срочно расплачиваться с поставщиком».
Когда новый закон только начинали обсуждать, многие ожидали от него революции. Производители продуктов надеялись на появление инструмента защиты от розничных сетей. А продавцы роптали на несправедливость и даже употребляли термин «тотальное госрегулирование». Со временем страсти поутихли. Продавцы признали, что законопроект сбалансирован, но после его принятия придется жить по-новому.
«Торговым сетям придется учиться работать в условиях добровольных услуг, а не навязываемых. В условиях, когда цена и оптовая скидка будут главными инструментами в переговорах с поставщиками», — говорит Лев Хасис.
Отныне розничным торговцам придется искать новые модели своей деятельности. В любом случае 2009 год — время магазинов, которые могут предложить низкокачественные, но дешевые продукты.