Крупнейший российский производитель автомобилей «АвтоВАЗ» готовится с 1 августа к остановке конвейера, массовым сокращениям рабочих и акциям протеста по этому поводу. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», эксперты не исключают, что на самом деле все последние события могут быть связаны с возможным предстоящим банкротством «АвтоВАЗа» по примеру американского General Motors.
Автоконцерн сейчас переживает тяжелые времена. На конец первого квартала 2009 года сумма просроченных долгов «АвтоВАЗа» перед поставщиками достигла 10,807 млрд руб.
Как сообщал «Новый Регион», чистый убыток по итогам 2008 года 24,7 млрд рублей, в то время как в 2007 году была зафиксирована прибыль 3,7 млрд рублей. Ранее сообщалось, что краткосрочные долговые обязательства «АвтоВАЗа» превысили 80 млрд рублей. Это почти на треть больше стоимости активов автоконцерна.
По российским стандартам бухгалтерской отчетности, убытки предприятия только за 1-й квартал 2009 года составили 6,33 млрд рублей – всего на 2 миллиарда меньше, чем убытки за весь прошлый год.
При этом продажи вазовских автомобилей резко упали. По итогам первого полугодия, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), падение составило 44%. По некоторым данным, сейчас на складах завода находится 80-90 тысяч непроданных автомобилей. В то же время известно, что «АвтоВАЗ» с марта не производит седан Lada Kalina и с апреля – модель Lada 112 Coupe.
Эта ситуация вынудила принять решение о полной остановке конвейера на один месяц. При этом сегодня губернатор Самарской области Владимир Артяков, выступая на заседании, где рассматривалась антикризисная программа для «АвтоВАЗа», не исключил возможного сокращения рабочих мест как на тольяттинском автозаводе, так и предприятиях-смежниках.
По словам главы региона, которого цитирует все ведущие информационные агентства, увольнения могут быть вызваны резким снижением спроса на автомобили, уже повлекшего уменьшение объемов производства и длительные простои конвейера.
Эксперты не исключают, что все последние события вокруг «АвтоВАЗа» могут быть связаны с возможным предстоящим банкротством завода. В интервью РИА «Новый Регион» экономист, презент консалтинговой компании «НЕОКОН» Михаил Хазин отметил, что пока это лишь только слухи, и в ближайшей перспективе банкротство «АвтоВАЗа» маловероятно. Однако в дальнейшем с бывшим лидером российского автопрома может быть произойти все что угодно.
Независимый биржевой трейдер Яков Абдулин в интервью РИА «Новый Регион» в свою очередь также отметил, что оценивать вероятность банкротства очень сложно. В то же время он обратил внимание, что американцы не так давно обанкротили GM – компанию, которая гораздо крупнее «АвтоВАЗа».
Эксперт предположил, что российские власти по примеру США вполне могут сказать, что банкротство пойдет на пользу дела, чтобы создать эффективную компанию и выстроить новый автопром, кивнув при этом в сторону американцев.
«В принципе, решение о банкротстве не самое плохое – «простят» все долги. Правда, у нас в отличие от США это очень сложная процедура, но вообще в банкротстве уж очень страшного ничего нет», – отметил эксперт.
Тем временем в независимом профсоюзе работников «АвтоВАЗа» в свою очередь уже заявили, то собираются провести на следующей неделе акцию протеста в связи с последними принятыми решениями, в том числе – о переходе с сентября на сдельную систему оплаты труда, в результате чего при нынешнем спаде производства люди будут получать копейки. Из-за сокращенного графика работы средняя зарплата на заводе, по предварительным данным, составит около 7 тысяч рублей.
По некоторым данным, сейчас в Самарскую область уже перебрасываются милицейские подразделения из других регионов для поддержания порядка в период предстоящих масовых акций протеста.
Политические эксперты полагают, чтобы остановить массовый бунт в Тольятти властям нужно будет принимать кардинальные решения, и банкротство в этой ситуации очень даже вероятно.