Мировое производство пива растет, невзирая на кризис. В 2008 году оно увеличилось на 1,2%, достигнув 181,1 млрд литров, подсчитал крупнейший японский производитель слабоалкогольных напитков компания Kirin. При этом рост главным образом приходится на азиатский регион.
Лидером по производству и потреблению пива седьмой год держится Китай: в 2008 году выпуск слабоалкогольного напитка вырос в КНР на 5,5% и составил свыше 41 млрд литров. Второе место занимают США с показателем 23 млрд литров: по сравнению с 2007 годом, производство пива в Штатах снизилось на 1,2%. Россия второй год подряд замыкает тройку лидеров: 11,4 млрд литров за 2008 год, что на 0,6% меньше, чем годом ранее.
По данным Росстата, за первое полугодие 2009 года отечественное производство и потребление пива упало на 8%. Схожие оценки у российской «Балтики» (контролируется группой Carlsberg): падение рынка составило 9%. У самой «Балтики» производство в первом полугодии упало примерно на 7%, сообщил представитель компании Алексей Кедрин. Российские продажи Anheuser-Busch InBev (бренды Stella Artois, «Клинское», «Сибирская корона») в натуральном выражении по итогам второго квартала 2009 года упали на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, говорится в отчете компании. А в целом за первое полугодие объем продаж концерна в России снизился на 12,3%.
В 2007 году пивное производство в России достигло своего пика, утверждает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Тогда было произведено 12 млрд литров пенного напитка. Вряд ли рекорд повторится в ближайшее время. Так, по прогнозам компании «Бизнес-Аналитика», падение рынка в этом году составит 6%.
В 2010 году правительство планирует втрое, или на 190%, повысить акцизы на пиво. Если это произойдет, то спад производства и потребления пива может достигнуть 25%, прогнозирует Вадим Дробиз. Кроме того, в среду президент России Дмитрий Медведев предложил приравнять пиво к крепкому алкоголю.
«Это значит, что оно будет вращаться в единой государственной автоматизированной информационной си — стеме, на него будут наклеивать акцизную марку и уберут из киосков. В этом случае падение рынка составит 20—25%, даже если не увеличат акцизную ставку», — полагает глава ЦИФРРА.
На этом фоне российские пивовары пытаются хоть как-то сократить производственные издержки. Так, во вторник представители пивоваренной отрасли обратились в Союз российских пивоваров с предложением ввести единый стандарт бутылки для розлива пива и прохладительных напитков. Это позволило бы использовать тару вторично и сократить издержки, заявил на пресс-конференции гендиректор «Очаково» Владимир Антонов.