С понедельника акции РАО «ЕЭС России» больше не торгуются на классическом рынке РТС, а с 1 июля компания и вовсе прекратит свое существование. И пока сотни тысяч акционеров — совладельцев РАО подсчитывают, что у них останется после реформы, любой рядовой обыватель может прикупить себе кусочек уходящей империи Анатолия Чубайса, причем в самом прямом смысле этого слова. На продажу выставлено 9780 предметов бытовой техники и мебели из центрального офиса РАО на проспекте Вернадского (сам дом продан еще в марте за 175 млн долларов). Начальные цены на утварь гораздо ниже: 172 рубля за видеомагнитофон «Самсунг», 200 — за кофеварку «Филипс» и т.д. А сколько стоит кресло самого Чубайса и что останется у акционеров, когда все это «добро» уйдет с молотка?
Реформа энергетики волнует не только акционеров РАО и любителей подержанного имущества. Ликвидация ведомства Анатолия Чубайса затрагивает всех, кто ежедневно включает компьютер, электрочайник или свет в ванной. В том числе президента Дмитрия Медведева, у которого на рабочем столе, напомним, стоит целых два компьютера. Вот за этим самым столом в пятницу он и обсуждал предстоящую реформу РАО с министром энергетики Сергеем Шматко.
— Главная задача — вы обязательно держите руку на пульсе, чтобы ни один из потребителей не почувствовал, что у нас произошла реформа системы, смена управления, — инструктировал глава государства нового министра. — Реформа по сути завершена, но в процессе передачи регулятивных полномочий не должно быть никаких сбоев… Держите это на контроле!
Вся реформа энергетики как раз и затевалась для того, чтобы не было сбоев. Чтобы триллионы рублей частных инвестиций позволили резко увеличить энергетические мощности. А частные электростанции (это одна из главных идей Чубайса) всегда работают эффективнее государственных. И распродажа имущества из офиса энергетической монополии — это не столько способ пополнить инвестиционный бюджет компании, сколько символический жест: вот, пожалуйста, мы честно ликвидируемся, а вовсе не меняем вывеску, как это часто бывает при чиновничьих реорганизациях. На продажу выставлено все, включая кресло главы компании.
Вещи постепенно выставляются на интернет-аукцион, и каждый читатель «Известий», где бы он ни находился, может, как минимум, прицениться. Схема покупки такова: на сайте www.kaching.ru вывешена фотография, название лота и стартовая цена. Вещь может быть продана за сумму не ниже стартовой и экспонируется ровно неделю. Тут много чего — микроволновки, телефонные аппараты, компьютеры… Например, в пятницу фотоаппарат «Олимпус» за 1242 рубля имел только одного претендента, готового купить его за 1250. Торг по нему закончится в 10 часов 11 минут во вторник, 3 июня. Тот, кто даст лучшую цену, должен будет в течение трех дней приехать в «ЕЭС России» в уже проданное здание на проспекте Вернадского, 101, корпус 3 и подписать договор купли-продажи. Затем оплатить покупку в банке на первом этаже здания или в любом другом. Большинство вещей можно будет забрать с 1 по 10 июля, хотя некоторые, уже не используемые, отдадут сразу. Аукцион закончится 20 июня.
— Всё, в том числе кухонные гарнитуры, диваны, сейфы и другой крупногабарит, придется вывозить самим, — предупреждают в отделе по проведению распродажи. — А большие шкафы скорее всего разбирать на нашем складе на Вернадского и везти тележками до своей машины. В общем, как в «ИКЕЕ».
Но главная интрига аукциона — воплощение в жизнь многолетних слухов о том, что кресло Чубайса все-таки займет кто-то другой. Хотя преемника знаменитого реформатора мы, к сожалению, вряд ли узнаем. Мебель выставляется без указания прежнего пользователя. Тот, кто купит «энергетический трон» России, вряд ли об этом узнает. Но догадаться может: на аукцион выставлено явно «непростое» кожаное кресло аж за 14 с лишним тысяч. Интересно, чье оно?
— У нас была мысль сделать спецаукцион для раритетов, так как покупатели на такие вещи наверняка найдутся, и перечислить деньги подшефному детдому, — рассказала «Известиям» начальник департамента по взаимодействию со СМИ Маргарита Нагога. — Но мы еще не говорили об этом Анатолию Борисовичу и не знаем, как он отнесется. Я сама даже не обращала внимания, какой у него стул — черный или темно-коричневый. Так что его со дня на день вполне может выкупить какой-нибудь офисный работник или директор школы.
К сожалению, www.kaching.ru не описывает состояние вещей, не указывает их технические характеристики. Уточнить их можно разве что сопоставив фото с описанием такой же модели в интернете.