Однако Россия рискует потерять только зарождающуюся подотрасль, не выдержав конкуренции с зарубежными производителями.
В ближайшие годы эксперты предсказывают российскому рынку беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) гражданского и двойного назначения взрывной рост. Причина для России традиционная — «дураки и дороги». Дураки – в смысле дефицит квалифицированного персонала. Дороги – в смысле труднодоступность многих объектов и большие расстояния. Кроме того, при наблюдающемся росте цен на горючее транспортировка человека в летательном аппарате становится дороговатой — ведь это килограмм 80 «лишнего» груза.
В российских вооруженных силах актуальность беспилотников были вынуждены признать по итогам чужих военных операций вроде «Бури в пустыне». И, как еще в прошлом году сообщил главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, прием на вооружение современных БПЛА различных типов, включая ударные, планируется к 2011 году. Гражданские же заказчики к БПЛА только присматриваются, но все с большим интересом – ведь беспилотники, отмотав «срочную службу», пойдут «на дембель».
Правда, сферы применения БПЛА на гражданке пока мало отличаются от привычных военных обязанностей. На военной службе «тактические комплексы ДПЛА применяются для решения следующих задач: 1) разведка; 2) наблюдение поля боя; 3) ретрансляция радиосигналов; 4) постановка помех », отметил в одной из своих статей главный конструктор НПКЦ «Новик-XXI век» Николай Чистяков. И в гражданской сфере беспилотники находят применение в похожих областях.
Например, британская транспортная полиция осталась весьма довольна испытаниями германской разработки Microdrone. Передвигаясь в автономном режиме, данное устройство способно обеспечивать видеонаблюдение в реальном времени. Транспортная полиция использовала Microdrone для предотвращения краж металла с железных дорог. При этом в ходе испытаний Microdrone был модернизирован — на него установили приспособление, выстреливающее специальной жидкостью SmartWater, с помощью которой впоследствии можно отследить перемещения правонарушителя.
Похожие шаги предпринимаются и в России. «Сейчас на испытании в Челябинской области находится пять беспилотных летательных аппаратов. В ближайшее время, если испытания пройдут удачно, будет решаться вопрос о поставке нескольких новых таких аппаратов», — заявил в мае начальник регионального пограничного управления ФСБ России по УрФО Владимир Попов. (В округе спрос на беспилотники породила необходимость охраны «горячего» участка государственной границы.)
Заместитель главы МВД Михаил Суходольский, в свою очередь, недавно заявил, что строящиеся в Сочи олимпийские объекты перейдут под охрану Министерства внутренних дел России. При этом для охраны объектов МВД планирует закупить, кроме вертолетов и комплексов видеонаблюдения, несколько беспилотных летающих аппаратов.
А «Корпорация «Иркут», озвучивая планы на 2008 год, сообщила, что намерена заключить ряд контрактов на разработку и поставку БПЛА в МЧС России. Кроме того, в планах «Иргута» — заключение контракта с ОАО «Газпром» на организацию эксплуатации беспилотных комплексов и авиационных средств на постоянной основе по мониторингу нефте — и газопроводов. Реализовывать программу развития беспилотных систем «Иркут» начала с 2003 года. В настоящее время корпорация предлагает несколько БПЛА различного класса (включая вертолетные комплексы) — от двухкилограммового «Иркут-2М», созданного на основе аппарата «Элерон» компании «Эникс», до тяжелого «Иркут-850», построенного на основе моторного планера Stemme.
Собственно, добывающая промышленность — это и есть наиболее привлекательная сфера с точки зрения российских производителей беспилотников. Емкость рынка здесь такова, что способна вывести зарождающуюся отрасль на мировые лидирующие позиции. Напомним, что и возрождение российского судостроения началось именно в силу долгосрочных обязательств российских газовиков и нефтяников по поставкам в другие страны.
«Россия является наиболее перспективным в мире рынком по использованию гражданских беспилотных технологий. На огромной малонаселенной территории России протяженность магистральных нефте — и газопроводов, высоковольтных линий электропередач, автомобильных и железных дорог составляет сотни тысяч километров, — считает гендиректор Центра делового сотрудничества «НефтеГазАэроКосмос», д.т.н., профессор Владимир Еремин. — Одной из наиболее приоритетных задач является создание систем мониторинга и дистанционной диагностики технического состояния и охраны этих объектов».
При этом в настоящее время мониторинг магистральных газопроводов, нефтепроводов и линий высоковольтных электропередач осуществляется морально и технически устаревшими вертолетами типа Ми-8, Ми-2 и Ка-26 со стоимостью летного часа свыше $2 тыс. «Широкому использованию авиационных методов дистанционной диагностики препятствует высокая стоимость авиационных работ и низкая эффективность существующих методов контроля, — отметил Еремин. — Если и используется специальная техника, то, во-первых, это использование исключительно эпизодическое и, во-вторых, эта техника не адаптирована под специфические требования ТЭК». Беспилотники же эту проблему в перспективе вполне могут решить.
Конечно, есть и текущие проблемы. В частности, по словам Еремина, для ТЭК не подходят системы наблюдения, которые используются военными. «Военные цели контрастны. Это, к примеру, человек, или какая-то техника. Мы же работаем на пределе физических возможностей целевого оборудования, — пояснил эксперт в интервью сайту «Беспилотная авиация». — К примеру, когда мы имеем дело с утечкой из магистрального газопровода, то при размере отверстия в 0,1 мм при залегании трубы на глубине в 1 — 1,5 м на поверхности происходит температурная аномалия в диаметре 1 м. При этом температура отличается от фоновой на 1-3 градуса. И эту температурную аномалию необходимо обнаружить на фоне тысяч ложных целей. Эти задачи на 1-2 порядка более сложные, чем те, которые решаются в вооруженных силах».
Кроме того, не стоит забывать о конкурентах. Например, как заявил директор израильской корпорации IAI по международному маркетингу в России Роберт Фишер, представители многих российских коммерческих организаций, в том числе и «Газпрома», побывали «с целью обсуждения возможности использования беспилотных систем» и в Израиле. Так что отечественным разработчикам придется постараться, чтобы оказаться конкурентоспособными. Или хотя бы добиться от правительства государственной поддержки зарождающейся отрасли.