Главная » Компании » Цены на продукты питания в Киргизии и остальном СНГ — взлет без падения

Цены на продукты питания в Киргизии и остальном СНГ — взлет без падения

Цены на продукты питания «галопируют» как бешеные. Когда обращаешься с вопросом к местным экономическим экспертам и специалистам за разъяснением этого феномена, то слышишь невразумительное: «мировая тенденция», «перекупщики виноваты», «спекуляция» и т.д. Не удовлетворившись такими ответами, мы решили сами докопаться до истины – от чего это происходит, чего нам ждать от цен в будущем и что необходимо предпринять, чтобы как-то смягчить ценовой «беспредел».

По темпам роста цен на продукты питания страны СНГ разделились на три группы. В первой группе (в нее входят Таджикистан, Белоруссия и Армения) цены на продукты росли медленнее, чем в мире. Именно в этих странах наиболее распространено госрегулирование цен. Во второй группе (Казахстан, Кыргызстан, Украина, Азербайджан) превышение темпов роста внутренних цен над мировыми было невелико, и «перевес» образовался лишь за последние два года. Вполне логично выглядит объяснение, что речь идет о выравнивании уровня цен между внешним и внутренним рынками — до недавнего времени разрыв в абсолютном уровне цен был значительным.

Россия — в третьей группе, здесь за последние восемь лет цены на продукты выросли на 100 процентов больше, чем в мире. С одной стороны, это также является свидетельством выравнивания уровня цен, а с другой — последствием чрезмерного регулирования рынков продовольствия.

Естественно, что высокие цены на продукты питания вызывают в обществе недовольство. В Кыргызстане беспокойство населения проявляется наиболее сильно по сравнению с Европой и другими странами СНГ, так как большая часть его населения (по данным некоторых СМИ – 88 процентов) тратит основную долю дохода на пропитание (плюс — на лекарства и оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства). В чем же причины роста цен, что нам ждать дальше?

Рост цен на основные продукты питания (молочные продукты, подсолнечное масло, пшеницу, мясо, яйца) наблюдается в последний месяц не только в странах СНГ. Рынки Китая, Бразилии, Индии и европейских стран переживают аналогичную ситуацию. И аналитики прогнозируют дальнейший рост цен на основные продукты питания не только в этих странах, но и во всем мире.

Основная причина роста цен в СНГ обусловлена его интеграцией в мировую экономику (следствие процессов на мировых сырьевых рынках). Также имеет место и сговор компаний-перекупщиков, занимающих монопольное положение на рынке ( 5-6 компаний).

Среди причин нынешнего кризиса называют неурожай в Австралии и Канаде. Также говорят о росте потребления продуктов в Китае и Индии, чьи миллиарды (и людей, и долларов) оказывают мощное давление на рынок. Но все чаще говорят о новом феномене – росте закупок сельхозпродукции (пока в основном растительных масел) для превращения ее в биотопливо.

Не следует забывать также о недопроизводстве продовольствия в СНГ. Например, за семь лет объем потребления продовольственных товаров в России вырос в 2,4 раза — с 866 миллиардов рублей в 1999 году до 3 триллионов 944 миллиардов рублей в 2006-м, а производство сельскохозяйственной продукции выросло за этот же период лишь на 20 процентов. Аналогичных данных по Кыргызстану нет, но уверен, что они еще более удручающие.

Чего ждать впереди? Признаться, картина далека от оптимистичной. Вторая волна повышения цен на продукты питания практически неизбежна, поскольку фьючерсные контракты на поставку злаковых достигли новых максимумов. Об этом пишет британское издание The Financial Times.

На торгах в Чикаго фьючерсы на поставку пшеницы и риса в марте 2008 годы подорожали до нового абсолютного рекорда. Цены на сою выросли до максимума за последние 34 года, а кукурузы – до 11-летнего максимума. Это говорит о том, что стоимость других продуктов тоже сильно увеличится в ближайшие месяцы.

Первая волна продуктовой инфляции началась летом 2007 года, когда повышение цен на злаки разогнало темпы роста стоимости товаров по всему миру. За год с ноября по ноябрь в еврозоне продуктовая инфляция составила 4,3 процента и стала главной причиной повышения общей инфляции до 3,1 процента — максимального уровня за шесть лет. За последний год мировые цены на продовольствие выросли в среднем на 40 процентов. По мнению экспертов ООН, планета находится на пороге дальнейшего углубления продуктового кризиса, что чревато геополитической нестабильностью. Например, в Индонезии, Боливии, Йемене, Мозамбике, Сенегале, Мавритании, Камеруне и на Гаити уже прошли манифестации против подорожания продовольствия, сопровождавшиеся массовыми беспорядками.

В более благополучных странах тоже не все в порядке – в США введены лимиты отпуска риса оптовым покупателям, а Евросоюз выделил 283 миллиона долларов для преодоления угрожающих тенденций, связанных с подорожанием продуктов.

В Кыргызстане лидерами подорожания стали хлеб, растительное масло, овощи и молочные продукты. Рост цен на продовольствие яваляется главным фактором высоких темпов инфляции в стране. Правительству пришлось подготовить комплекс мер по повышению эффективности государственной политики в сельском хозяйстве, в частности создана Агропродкорпорация.

Повышение мировых цен на продукты питания, по мнению Всемирного банка, продлится несколько лет. Так считает управляющий директор этой международной структуры Хуан Хосе Дабуб.

— Скорость, с которой произошло увеличение цен на продукты, пугающая, — заявил Дабуб. — Это займет не недели, не несколько месяцев, а может длиться два или три года.

В то же время руководство Всемирного банка уверено в способности мировых продовольственных рынков «функционировать самостоятельно» и не намерено корректировать ситуацию на них.

— Лучше иметь несовершенный рынок, чем иметь совершенного бюрократа, решающего за других, — считает Дабуба. — Ключевым элементом в долгосрочном решении станет увеличение глобального производства продуктов питания.

Собственно, нужно совсем немного фантазии, чтобы увидеть очертания принципиально новой ситуации, перед которой оказалось человечество: прямой конкуренции между людьми и промышленностью за продукты питания. Если посмотреть на ситуацию внимательно, то, в общем, придется констатировать, что рост мировых цен на сельхозпродукцию лишь отчасти объясняет происходящее с этими ценами у нас в стране.

Разумеется, если сухое молоко за последний год подорожало на мировых биржах в три раза, то это должно как-то повлиять на розничную цену конечного продукта. Однако этот рост никак не объясняет следующего феномена.

В Англии рост цен на молоко действительно произошел, и, наверное, был ощутим для обывателя, но уже после всех подорожаний сухого молока в магазинах центральной части Лондона (по всем последним рейтингам – одного из самых дорогих городов мира) молоко продается по цене 60 пенсов (40 сомов) за литр. А в центре Москвы давно уже привыкли покупать молоко куда худшего качества (почти вся продукция московских молокозаводов имеет отчетливый водянистый привкус) за 30–35 рублей литр. Но теперь, после подорожания, до лондонской цены подтянулись и цены по всей России, а это значит, что такой же цены на этот продукт можно ожидать и у нас. При этом разница в средней зарплате в Лондоне и, например, в России почти десятикратная, а у нас с Россией разница в четыре раза, и в не нашу пользу.

Еще меньше рост биржевых цен на молоко объясняет то, почему подорожали, например, бутыли с простой водой. В них не кладут ни сухого молока, ни растительного масла (того самого, из которого делают биотопливо), ни муки. Более того, если внимательно присмотреться к надписям на этикетке, то обнаружится, что в них вообще нет ничего, кроме водопроводной воды, которую прогнали через фильтр. А тут уже видится ценовой сговор, или картельный сговор (так в мировой практике называют данное явление) наших торговцев. Кстати, именно необоснованное взвинчивание цен реализаторами является одной из основных причин высокой инфляции в стране.

К тому же подорожание, произошедшее недавно, хоть и было ощутимым, не явилось совсем уж уникальным событием. Потребительские цены в среднем по стране росли почти в полтора раза быстрее, чем средний индекс инфляции. Так что дело, очевидно, не только в мировых рынках. Дело в нашей экономике. И в первую очередь в ней. При нынешней системе и структуре экономики мы обречены на потребительскую инфляцию – проблемы мировых продовольственных рынков только сделали этот процесс более выпуклым.

Люди, отвечающие за нашу экономику, твердо знают: чем больше денежная масса – тем больше инфляция. Собственно, вся экономическая политика последних лет сводится исключительно к выкачиванию денег из экономики, дабы не раскрутить инфляцию. Выглядит это очень профессионально, ответственно и все такое прочее.

И даже с точки зрения здравого смысла… впрочем, как раз здравый смысл подсказывает, что инфляция имеет не одну, а две составляющих. Рост цен определяется отношением спроса и предложения, или денежной массы и производимых товаров и услуг. Чем больше денег в обороте, тем больше на них можно купить, что при неизменном количестве товаров приводит к росту цен.

Однако если количество товаров на рынке увеличивается, то рост денежной массы приводит не к росту цен, а к увеличению покупательной способности и, как следствие, к росту экономики, росту благосостояния и развитию страны. То есть бороться с инфляцией можно, не только уменьшая денежную массу, но и увеличивая предложение – то есть, развивая производство. Однако экономическая политика нашего государства сосредоточена исключительно на ограничении денежной массы.

Но деньги обладают той же особенностью, что и вода, – дырочку они всегда найдут, а учитывая давление высоких цен на энергоносители и общую рыночную конъюнктуру, которая создает все увеличивающееся давление денежной массы, – монетаристский щит уже давно превратился в решето. Деньги в экономику идут (например, из ближнего зарубежья от наших гастрабайтеров), и никакой кабинет министров ничего с этим поделать не сможет. Причем пущенный таким образом денежный поток в итоге формирует особую структуру экономики, где интересы потребителя отходят на второй план, где практически нет места мелкому бизнесу, зато любой средний и крупный бизнес существует в условиях минимальной конкуренции.

В этой ситуации смещаются и основные ориентиры потребительского бизнеса: собственно потребитель и отношения с ним уже перестают быть проблемой — никуда не денется, купит, какого бы качества и какой бы цены товар ни был.

Такая экономика, естественно, обречена на стагнацию. В этой экономической модели – чем выше капитализация и рос показателей отдельных ее игроков, тем хуже ситуация на потребительском рынке, так как модель эта работает не на развитие, а на разбухание. Потому и цены растут. И остановить этот рост можно только на время и только прямым вмешательством властей и введением прямого регулирования цен (что наше правительство делать не хочет). Экономика разбухания все равно рано или поздно приведет к взрыву. И хорошо, если только к инфляционному.

Для того чтобы сломать эту модель, нужно принципиально поменять приоритеты. То есть не ограничивать денежную массу, а вкладывать деньги в развитие производства и инфраструктуры. Стимулировать не ограничение спроса, а рост предложения и конкуренции. Давление денег, вложенных в развитие, будет принципиально иным, и тут логика «вода дырочку найдет» (и особенно – «вода камень точит») будет работать на создание конкурентной экономики, увеличение производства потребительских товаров и услуг. То есть страна и вправду будет развиваться, а не разбухать.

Недаром президент Курманбек Бакиев своевременно предложил проведение новой экономической политики. Это говорит о том, что власть не остается в стороне от возникших проблем, не принимает позу стороннего наблюдателя, а старается смягчить последствия повышения цен. Другое дело, что некоторые чиновники, отвечающие за этот процесс, все еще стараются апеллировать к «мировым издержкам», мол, мы в этом «не причем», а свое бездействие объясняют тем, что «от нас ничего не зависит». Но это тема уже другой статьи…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.