На протяжении пяти с половиной лет мы наблюдали укрепление курса рубля к доллару. 14 июля 2008 года оно остановилось, а уже 9 августа стало очевидным, что тенденция сломлена. Несмотря на это, многие политики продолжают активно хоронить Штаты, а простые граждане и валютные игроки делают ставку на то, что именно США выберется из кризиса с наименьшими потерями.
Давайте попытаемся понять, какие из этих предположений обоснованы?
Согласитесь, что доверие к валюте тесно связано с политикой страны, эмитирующей ее. К примеру, вы вряд ли будете инвестировать свои средства в зимбабвийские доллары, зная об экономических воззрениях Роберта Мугабе.
Поэтому я решил провести сравнение антикризисных решений российского и американских правительств на примере «спасения автопрома». Эти решения находятся в русле представлений соответствующих правительств об экономической политике.
На первый взгляд речи лидеров двух стран звучат до удивительного синхронно:
«Американский народ хочет, чтобы наши автокомпании преуспевали, и того же хочу я! […] Позволить рухнуть этим компаниям сейчас, было бы довольно безответственно », — заявил действующий президент США Джордж Буш.
«Серьезные улучшения наметились на заводах, выпускающих наши традиционные отечественные марки. Не поддержать сегодня эту отрасль — значит перечеркнуть очень многое из того, что мы с таким трудом добились за последние годы», — заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.
Суть этих предложений «по спасению» заключается в том, что налогоплательщики обеих стран обязаны поддержать неэффективный бизнес (отдельно отмечу, что неэффективен он по принципиально разным причинам, но сейчас не об этом речь). Очевидно, что эти решения не могут оздоровить экономику наших стран, и направлены лишь на краткосрочную перспективу, однако за кажущейся синхронностью этих мер, скрываются принципиально различные детали. Конечно, вы уже видели и неоднократно читали об этих мерах, но теперь попробуйте сравнить их вблизи. Прочувствуйте, что называется, разницу.
Соединенные Штаты Америки:
1) 17,4 миллиарда долларов даются в долг трем автопроизводителям под залог неголосующих акций и ряд других гарантий.
2) Автопроизводители обязаны предоставить план реструктуризации и доказать его эффективность до 31 марта 2009 года. Если же финансовая жизнеспособность не будет доказана к этому сроку, то кредит будет возвращен в казну в полном объеме, а компании будут объявлены банкротами.
3) Среди всех долговых обязательств автопроизводителей, приоритетным становится выплата долга государству.
4) Правительство США имеет право блокировать любую сделку объемом более 100 миллионов долларов.
5) Денежные компенсации руководителей этих компаний будут существенно снижены, а дивиденды по акциям выплачиваться не будут.
Российская Федерация:
1) Государство потратит в 2009 году более 100 миллиардов рублей на закупку продукции отечественного автопрома, авансы по этим закупкам будут повышены с 30% до 50%, а требования по обеспечению (банковская гарантия, страховка, поручительство) будут отменены. Т.е. миллиардные авансы будут выданы под честное слово.
2) 17 миллиардов рублей кредитов будут выданы трем российским автопроизводителям на срок не менее пяти лет.
3) Государство будет субсидировать покупку автомобилей отечественного производства в размере двух третей от ставки рефинансирования. 6 миллиардов рублей будут потрачены на эти субсидии по поддержанию спроса.
4) Таможенные пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства будут увеличены в среднем на 200%-300%.
5) Государство в 2009 году выступит гарантом по размещенным автопроизводителями облигациям на общую сумму 60 миллиардов рублей.
Сравнивая схемы поддержки автопроизводителей, мы можем видеть, чем рискуют налогоплательщики обеих стран. Для спасения американского автопрома выдается хорошо обеспеченный кредит на 17 млрд долларов с «испытательным сроком». Для спасения российского автопрома мы практически бессрочно выдаем необеспеченную (высокорисковую) «помощь», которая в общем объеме равна 183 миллиардам рублей, или 6,59 миллиардов долларов. Кстати, вторая сумма меньше только в абсолютном выражении. Не будем забывать, что общий годовой объём продаж автомобилей американской «большой тройки» превышал до кризиса 10 млн машин, в то время, как все российские «коренные» автопроизводители продавали порядка 700 тысяч машин в год.
Это сравнение отлично иллюстрирует беспечное отношение российского правительства к деньгам. Хранить сбережения в валюте такого государства и в правду — рисковое занятие.