Главная » Компании » Украине дадут кредит на модернизацию ГТС

Украине дадут кредит на модернизацию ГТС

Сегодня в Брюсселе состоится инвестиционная конференция на тему модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), по итогам которой НАК «Нафтогаз України» должна получить кредит в 2,5 миллиарда долларов. Как сообщает издание «Коммерсантъ-Украина», для получения этих средств Украина взяла на себя ряд обязательств по реформированию газотранспортной отрасли. Ожидается, что кредиты будут получены по низким ставкам, порядка LIBOR+1%, при этом основная часть средств пойдет на реконструкцию компрессорных станций. В целом работы по модернизации ГТС будут продолжаться как минимум до 2016 года.

Договоренность о проведении 23 марта инвестиционной конференции по вопросам модернизации ГТС была достигнута между Киевом и Брюсселем еще в минувшем году. Изначально предполагалось, что по итогам конференции Украине будет выделена безвозмездная помощь в размере 2,5 миллиарда евро. Позже стороны отказались от этой идеи и задекларировали, что средства будут собраны в виде инвестиций. Изменилась и их сумма – с 2,5 миллиарда евро на 2,5 миллиарда долларов.

В конце минувшей недели, находясь в Брюсселе с рабочим визитом, президент Виктор Ющенко заявил, что украинская сторона и Еврокомиссия (ЕК) согласовали текст совместного заявления, которое будет подписано по итогам инвестиционного саммита. При этом Ющенко выразил уверенность, что Украина получит кредит на реконструкцию ГТС. «Переговоры были очень непростыми. Окончательный текст удалось согласовать лишь несколько дней назад,– сообщил информированный источник в ЕК.– Стороны пошли на уступки, потому что у Евросоюза было категоричное требование: без этого документа конференция не состоится». В частности, Еврокомиссия требовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК «Нафтогаз України» и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами законодательства ЕС. "Одно из ключевых требований Еврокомиссии – реальное отделение „Укртрансгаза“ (дочерняя компания НАК – ред.) от „Нафтогаза“. Обе структуры могут оставаться государственными, но „Укртрансгаз“ не должен административно подчиняться „Нафтогазу“. Еще одно требование касается финансовой независимости „Укртрансгаза“,– рассказал чиновник Еврокомиссии.

Согласно тексту совместного заявления, которое будет подписано сегодня в Брюсселе, Кабинет министров берет на себя обязательство гарантировать независимость „Укртрансгаза“ и „обеспечить для этого оператора поступления от доходов от передачи газа газопроводами высокого давления и от его хранения“ на уровне, достаточном для стабильного функционирования компании. Правительство обязуется также открыть украинскую ГТС для доступа сторонних компаний, желающих прокачивать газ по газопроводам высокого давления и „предоставить третьим сторонам доступ к подземным хранилищам газа на прозрачных, коммерческих условиях“. Тарифы на прокачку и хранение газа должны быть установлены с использованием открытой методологии, быть экономически обоснованными и „недискриминационными“. Кроме того, Киев пообещал разработать до конца 2009 года программу реформирования газового сектора на 2010-2011 годы.

Украинские компании пока не готовы выполнять требования Еврокомиссии. „Ни о каком отделении „Укртрансгаза“ от „Нафтогаза“ не может быть и речи,– заявила пресс-секретарь „Укртрансгаза“ Инна Коваль.– Да, мы знаем, что Евросоюз выдвигал такое требование, но это невозможно. Кстати, даже в Евросоюзе не все газотранспортные компании соответствуют данной норме“. В Минтопэнерго, однако, подтвердили, что Украина готова взять на себя обязательства по обеспечению независимости „Укртрансгаза“.

Заместитель министра топлива и энергетики Сергей Павлуша считает эту процедуру возможной, более того, он уверен, что ее можно провести безболезненно для компаний. „На самом деле мы формально уже соответствуем этим требованиям Евросоюза,– говорит он,– так что серьезных изменений не потребуется. У нас давным-давно все разделено. Есть „Укртрансгаз“, есть „Укргаздобыча“, и они являются отдельными структурами. У них свои счета, свое руководство“.

При подготовке к сегодняшней конференции Брюссель также требовал, чтобы Киев представил инвесторам мастер-план реконструкции ГТС. Этот документ предусматривает финансирование работ в объеме 2,57 миллиарда долларов. Основную часть суммы – 1,435 миллиарда долларов – предлагается потратить на реконструкцию и замену компрессорных станций на всех ветках газопроводов высокого давления. Другие крупнейшие затратные статьи: ремонт линейной части трубопроводов – 616 миллионов долларов и реконструкция двух подземных хранилищ газа – Богородчанского и Бильче-Волыцко–Угерского –455 миллионов долларов.

Мастер-план, который будет представлен сегодня в Брюсселе, содержит и две дополнительные затратные статьи – строительство газоизмерительных станций (ГИС) на востоке Украины – 448 миллионов долларов и новых газопроводов Новопсков–Ужгород и Торжок–Долина – 5,5 миллиарда долларов, которые позволят увеличить пропускную способность ГТС на 58,6 миллиарда кубометров в год.

Строительство ГИС – проект, реализации которого Брюссель добивается от Киева на протяжении последних нескольких лет. Но, поскольку эти вложения нерентабельны, в Киеве настаивают, чтобы их финансировали за счет грантов, а не кредитов. „У нас нет проблем с измерениями – Россия измеряет, а мы контролируем процесс, так что пока мы не видим инвестиционной привлекательности (в строительстве ГИС — ред.) “,– говорит Сергей Павлуша. Второй проект, по его словам, предлагается ЕС для анализа, а не для кредитования в краткосрочной перспективе. „Пусть Европа думает, что ей нужнее: поддерживать „Северный поток“, который стоит более 20 миллиардов долларов и его стоимость продолжает расти, „Южный поток“, который потребует вложения порядка 30 миллиардов долларов, или вложить 5 миллиардов долларов в наш проект и за короткий срок нарастить мощности на 60 миллиардов кубометров в год“,– пояснил замминистра топлива и энергетики.

Условия получения кредита Украиной остаются предметом переговоров, поскольку сегодня будет объявлено лишь о принципиальной договоренности, а не об открытии кредитной линии. Предоставление же средств, по оптимистическим прогнозам, может начаться в конце 2009-го–начале 2010 года. Уже известно, что основное финансирование предоставят Европейский инвестиционный банк, ВБ и ЕБРР. Представители этих финансовых организаций, Кабмин и Еврокомиссия подпишут сегодня совместное заявление, упомянутое выше. Кроме того, достигнута договоренность о том, что кредит будет предоставлен под государственные гарантии. Сроки и процентные ставки кредитования каждого конкретного проекта могут различаться.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.