Строительство нефтепровода Баку — Тбилиси – Джейхан (БТД) без участия Армении является незаконным. Такой вывод следует из выступления на обсуждении-семинаре в Ереване главы центра обществоведческих исследований Modus Vivendi, бывшего посла Армении в Канаде Ары Папяна.
По его словам, Армения остается правопреемницей тех границ, которые были обозначены президентом США Вудро Вильсоном 22 ноября 1920 года, и, таким образом, принятое согласно подписанному Арменией и Турцией в 1920 году Севрскому договору арбитражное решение президента США о границах Армении остается в силе. Оно, подчеркнул бывший посол, не будет пересмотрено до тех пор, пока Армения, согласно международному праву, не подпишет новые договора о границах и не признает нынешнюю границу с Турцией, сообщает агентство Регнум.
По словам Папяна, до сих пор между Турцией и США нет никакого юридического документа, в котором Соединенные Штаты признавали бы границы Турции, добавив, что решение Вильсона, ратифицированное государственной печатью, остается в силе и имеет даже силу закона, обязательного для исполнения этой страной. «Дипломатические отношения между двумя странами не свидетельствуют о том, что страны взаимно признают границы. Даже став членом ООН, страна признается только как юридический субъект, а не в рамках своих границ», — отметил он.
Бывший посол также подчеркнул, что Армения до сих пор может подтвердить в суде свои права на территории, которые должны были перейти к ней согласно Севрскому договору. По его мнению, Армения имеет все права предложить Турции арендовать эти земли, даже совместно использовать их. Посему строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и железнодорожной ветви Баку — Тбилиси — Карс, по словам Папяна, является незаконным без участия Армении, которая может даже отсудить арендную плату за прохождение этих проектов по своей территории.
Напомним, что нефтепровод Баку — Тбилиси – Джейхан (равно как и железнодорожный проект Баку – Ахалкалаки — Тбилиси – Карс) должен минимизировать энергозависимость Азербайджана и Грузии от России. Более того, по словам политолога Сергея Маркидонова, его рассматривают (прежде всего в Тбилиси и Вашингтоне, где сидят главные идеологи данного проекта) как важную веху на пути формирования грузино-азербайджанского стратегического союза, а также как своеобразную «ловушку» для Армении, поскольку эта республика, декларирующая свой пророссийский курс, остается вне предполагаемого проекта и ее изоляция усиливается.
Армения может лишить Грузию нефти
Совсем недавно, 24 июля, выступая в Карсе на церемонии закладки турецкого участка железнодорожной магистрали Баку – Ахалкалаки – Тбилиси — Карс, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о том, что роль Азербайджана в обеспечении независимости его страны неоценима. Он даже заявил, что Азербайджан является «гарантом независимости Грузии».
По словам Михаила Саакашвили, Азербайджан в самые трудные времена для Грузии оказывал ей содействие. Например, в 2005 году во время энергетического кризиса именно Азербайджан обеспечивал Грузию газом. «Грузинский народ никогда этого не забудет», — заявил Саакашвили. Более того, Баку же будет оплачен и грузинский отрезок вышеупомянутой дороги (Азербайджан уже выделил Грузии $200 млн в качестве государственного кредита сроком на 25 лет под 1% годовых), а работы будет вести азербайджанская же компания «Азериншаатсервис».
Тем не менее пока не приходится говорить об окончательном формировании некоего «стратегического союза» между Тбилиси и Баку. Хотя, как пишет Сергей Маркидонов, их действительно многое связывает. И Азербайджан, и Грузия, по словам политолога, «испытывают трудности с обеспечением территориальной целостности» (имеются в виду грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты, а также конфликт вокруг Нагорного Карабаха. – Прим. КМ.RU), и во многом это предопределило их объединение в рамках ГУАМ. Однако дальше начинаются многочисленные разногласия и разночтения, которые говорят о том, что до полного взаимопонимания Баку и Тбилиси еще очень и очень далеко. По крайней мере, все выглядит не так замечательно, как это описал президент Саакашвили в своей речи.
Напомним хотя бы о том, что Дмитрий Медведев, став президентом, нанес свой первый официальный визит в Закавказье сначала в Баку, а не в столицу Армении (куда его поездка только планируется). «Азербайджан — наш стратегический партнер на Кавказе. Нас связывают многовековая история и особый характер нынешнего партнерства, что помогает в решении самых разных проблем», — заявил в ходе своей поездки президент России. В свою очередь, азербайджанский президент заявил: «У нас открываются хорошие перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере. Мы рассматриваем новый проект, который будет представлять взаимный интерес и служить максимальному использованию наших углеводородных ресурсов».
Таким образом, если еще учитывать, что главой «Газпрома» Алексеем Миллером властям Азербайджана было сделано крайне выгодное предложение о закупке на принципах рыночного ценообразования максимальных объемов газа, а также о вступлении этой страны в качестве полноправного члена Объединения стран — экспортеров газа (так называемой «газовой ОПЕК»), то можно констатировать, что преимущества от сотрудничества с нашей страной гораздо больше, чем от эфемерного «стратегического сотрудничества» с Грузией.
Однако не стоит сбрасывать со счетов и позицию США, рассчитывающих все-таки оторвать Азербайджан от России. Как известно, 15 октября в республике состоятся президентские выборы, и любящие выставлять себя «поборниками демократии» американцы наверняка используют их как рычаг для давления на президента Алиева. О том, что подготовка к этому уже началась, свидетельствует хотя бы выступление представителя организации Freedom House (кому-нибудь нужно напоминать о роли этой «конторы» в организации «цветных революций»?) Кристофера Уолкера на слушаниях по Азербайджану в Хельсинкской Комиссии конгресса США. Он, в частности, заявил, что «власти Азербайджана даже не пытаются имитировать создание ответственных перед народом и прозрачных для общественности институтов» и пытаются «избрать путь Беларуси и Казахстана для перехода к модели пожизненного президента». Несложно предположить, что обвинения в «авторитаризме» азербайджанских властей будут усиливаться прямо пропорционально росту их взаимодействия с Россией.
Возвращаясь к судьбе нефтепровода Баку — Тбилиси – Джейхан, необходимо отметить, что, по словам помощника президента России Сергея Приходько, он не вызывает у Москвы «особой радости» в силу изначальной политизированности этого проекта, но мы также и «не можем возражать, что туда закачиваются энергоресурсы». Однако вместе с тем азербайджанское руководство отнюдь не горит желанием направлять все свои ресурсы по этому маршруту. И потому, что в его планы отнюдь не входит испортить отношения с Россией, и потому, что оно прекрасно отдает себе отчет в, мягко говоря, ненадежности грузинских властей в качестве делового (а уж тем более — стратегического) партнера. И уж тем более у них не возникнет желания активно эксплуатировать эту ветку после того, как на земли, по которым она проходит, предъявила (пусть и не устами своих первых лиц) свои права Армения. Поэтому существовать БТД, наверное, будет, однако роль свою, уготованную ему отцами — основателями проекта, сыграет вряд ли.