Украине нужны дополнительные торговые преференции от ЕС. Так считает премьер Владимир Гройсман. В связи с этим он обратился к главе представительства ЕС в Украине Яну Томбинскому. Гройсман считает, что эти преференции позволяют успешно обеспечить реализацию торговой части соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Помимо этого, расширение доступа украинских товаров на рынок ЕС положительно отразиться на экономике Украины.
Экспертным мнением о том, расширит ли торговые преференции ЕС для Украины, в эфире радиостанции Голос Столицы поделился политолог-международник Антон Кучухидзе.
Нужны ли дополнительные торговые преференции сейчас Украине от ЕС? Будут ли они предоставлены?
— Конечно, если бы такие преференции были бы предоставлены, это был бы позитивный конкретный шаг для украинской экономики. Но тут нужно понимать из опыта уже 2014-2015 годов, что 1,5 года, до 1 января 2016 года, уже действовал преференциальный режим для украинских продуктов, для их доступа на рынок ЕС. И показатели очень плачевные. Минус 30% падение экспорта Украины в ЕС. То есть, просто наличие этих торговых преференций без реформирования экономики, без поднятия промышленности, без создания нужного бизнес-климата внутри Украины, оно ни к чему не приведет. Потому что за последние два года ВВП упало, практически минус 18%, а промышленность упала на более чем 20%. При таких условиях очень тяжело говорить о конкурентоспособности нашей продукции.
То есть, скорее всего, ответ будет отрицательным?
— Тут сложно говорить, потому что, с одной стороны, ЕС может пойти навстречу. И если они именно сейчас пойдут навстречу, то в политическом смысле у них будет плюс, и в экономическом. Потому что большого потока товаров сейчас с Украины не будет, и большой конкуренции наш товаропроизводитель в данный момент развития экономики Украины не составит европейцам. Но для них, например, такой шаг был бы как еще один пример того, чтобы они поддерживают Украину, как это было в 2014 году, тогда они ввели эти торговые преференции, тогда было заявление, что это увеличит поступления в бюджет Украины якобы на более 500 млн. евро.
Если сейчас украинские товары не пойдут на европейский рынок, почему премьер настаивает на острой необходимости расширения преференций акцентирует внимание?
— Дело в том, что это смещение акцентов. То есть, на внутреннем рынке относительно внутреннего производства продвижения мы не видим, поэтому за счет якобы внешнеполитической такой победы, за счет информационного повода вокруг этого обращения и прочее. То есть, власть пытается показать, что интеграция Украины не остановлена, и могут быть какие-то плюсы на данном направлении. Но пока в ЕС как раз таки нет единого подхода по отношению к результатам нидерландского референдума. Поэтому я думаю, что ближе к концу года у нас будет больше ясности.
На встрече с диппредставительствами Владимир Гройсман говорил о том, что еще на территории европейских государств нужно создавать торговые представительства Украины, где также украинские дипломаты будут работать для развития экономического сотрудничества Украины с Европой. Такие торговые представительства помогут?
— Они будут эффективны только при одном условии. Если власть начнет реформировать экономику внутри страны, поднимать промышленность. А чтобы это все произошло, нужна, и соответствующая налоговая политика, соответствующие преференции для малого, среднего бизнеса, для инвесторов и т.д. И если совсем уже глубоко смотреть на эту тему, то продвижение не может быть без установления мира в стране.
То есть, если, например, украинская продукция будет качественная, то, может, даже европейцы сами будут заинтересованы, чтобы она заходила на их рынок?
— Конечно. Это абсолютно четко можно просмотреть эту линию еще в июньском опросе европейской бизнес-ассоциации, когда предпринимателей, иностранных инвесторов спросили относительно того, можно ли эффективно работать на украинском рынке. И только 17% ответили позитивно. То есть, даже те инвесторы, которые тут работают, у них есть сложности. Понятное дело, такая внутренняя ситуация не способствует тому, чтобы наш внешний представитель достойно представлял наши интересы.
Владимир Гройсман также подчеркнул приоритетность введения безвизового режима между Украиной и ЕС. В этом вопросе стоит ли ждать прогресса в ближайшее время?
— У нас есть три позиции по этому поводу. Как вы сказали, позиция президента — три недели, позиция министра иностранных дел — конец октября-начало ноября. И вчера я в СМИ видел заявление представителя Украины в ЕС о том, что пока что этот вопрос вообще не актуален, и до конца года решения позитивного не будет. Я склоняюсь больше к третьему варианту.
Если безвизовый режим все же будет предоставлен, когда это случится?
— Именно безвизовый режим — это перспектива 20 лет, либерализация визового режима, я просто не имею оптимистического подхода к данному вопросу, учитывая, сколько лет это все переносится, и, учитывая нашу готовность. То есть, конкретно я не могу сказать, но думаю, что в этом году точно ничего не будет.
В КНР 4-5 сентября пройдет саммит «большой 20-и». Какие ожидания? Украинский вопрос будет подниматься?
— Да, однозначно. Традиционно G20 — это форум больших экономик мира, так называемой двадцатки. Понятное дело, что они будут говорить о глобальной экономике, глобальных экономических проблемах, проблемах финансового рынка и т.д. И, конечно же, будут встречи в кулуарах, и все СМИ, западные в том числе, говорят о том, что представители Франции, Германии и России будут говорить об Украине. То есть, это то, чего добивалась РФ, говорить об Украине без присутствия Украины. И, учитывая то, что украинская сторона промедлила с принятием законодательных обязанностей, которые она приняла на себя в рамках минского процесса, тем самым она усилила дипломатические позиции РФ, чтобы она была более убедительной на переговорах с западными партнерами. Какие будут результаты, покажет только время.
Напомним, ранее председатель наблюдательного совета Института мировой политики Виктор Шлинчак заявил, что по оптимистическим прогнозам, украинцы смогут ездить в ЕС без виз в октябре, но процесс может растянуться и до декабря, хотя Украина выполнила все условия.
Читайте также: Шансы получить безвизовый режим при этом Кабмине еще остаются — Филипчук