Пока Кремль борется с «негативными прогнозами» относительно российской экономики, региональные власти сталкиваются с более жесткой проблемой: в условиях кризиса становится невозможным адекватно планировать бюджет более чем на месяц вперед. В наиболее сложных регионах «горизонт планирования» уже сузился до недели. Но до дефолтов дело пока не дошло, отмечает РБК daily. Основной причиной бюджетного кризиса в регионах эксперты называют падение налоговых сборов. 5%-й рост сборов НДФЛ, которым гордится Минфин, был обусловлен увольнениями декабря-февраля – граждане платили налоги с «расчетных» денег.
Основной вызов, на который придется адекватно отвечать губернаторам и мэрам, – сокращение доходов бюджета. В первом квартале доходы упали на 13% к соответствующему периоду 2008 года. За счет поддержки из федерального центра межбюджетные перечисления выросли почти на четверть – удалось несколько выровнять ситуацию, и общая сумма доходов снизилась всего на 6%. Однако, по мнению аналитиков, федеральные средства не бесконечны: если кризис продлится дольше, чем предусмотрено антикризисными программами, регионам все сложнее будет сводить концы с концами.
Поскольку стремительнее всего падает доход на прибыль (минус 35%), наибольшие потери понесли развитые регионы, бюджет которых верстался в расчете на собственные силы. Показатели падения промпроизводства здесь сильно отличаются от среднего по стране ( 14%). В 15 регионах зафиксирован рост, однако, по мнению экспертов, это территории, где промышленность не является сильной стороной ни в масштабах страны, ни в рамках налогооблагаемой базы.
Ситуация осложняется тем, что в условиях кризиса региональные и муниципальные бюджеты вынуждены резервировать средства на поддержку местной экономики – будь то субсидирование процентных ставок, налоговые льготы или выдача гарантий. Управленческий горизонт планирования в наиболее сложных территориях, сузился до недели или месяца. «Управление денежными средствами становится основной задачей для администраций. Кому-то эта ситуация напоминает то, что было в начале 1990-х», – приводит издание мнение экспертов.
Пока самым стабильным источником пополнения казны для городов и регионов остается НДФЛ (рост к 2008 на 5%). Но с учетом инфляции рост 5% – это, фактически, спад. Парадоксально, но этот минимальный прирост был обусловлен массовыми увольнениями в декабре-феврале: работники получали не только зарплату, но и выходные пособия, с которых платились налоги. По итогам года поступления по НДФЛ сократятся на 12-13% – отыграется безработица, снижение зарплат и бонусов.
В сложившихся условиях губернаторы и мэры вынуждены либо сокращать бюджетные расходы, либо занимать деньги. Однако рынок облигационных займов на 70% монополизирован Москвой и Московской областью. С секвестрами тоже не у всех благополучно. Рано или поздно всем придется столкнуться с существенным сокращением текущих расходов. А поскольку социальные расходы неприкосновенны, бюджеты становятся очень жесткими – жесткие расходы для большинства регионов уже превышают 60%, иногда – 80%. Причем они растут: за первый квартал соцтрансферты выросли в полтора раза, расходы на зарплату бюджетникам – на 20%. При этом прочие расходы сократились на четверть.