После принятия конгрессом США так называемого «плана Полсона» (по имени министра финансов США Генри Полсона), предусматривающего выделение из американского бюджета $ 700 млрд на спасение от разорения крупнейших банков и компаний страны, президент Буш вышел к репортерам в Розовый сад Белого дома и заявил: «Мы продемонстрировали всему миру, что Соединенные Штаты стабилизируют свои финансовые рынки и продолжат играть ведущую роль в глобальной экономике». Но, как выяснилось, победа администрации США была пирровой. Ей пришлось отказаться от своего основополагающего принципа — не регулировать рынок. К тому же принятие «плана Полсона» не было встречено фейерверками и ликованием на Уолл-стрит. В пятницу на Нью-Йоркской фондовой бирже индексы Доу-Джонса упали на 157 пунктов, а всего за прошедшую неделю — на 818 пунктов. Это самое большое падение с 1987 года.
Действительно, поводов для радости и оптимизма совсем нет. Негатива добавили данные о безработице, опубликованные в пятницу Министерством труда США. Согласно этой информации, только за прошлый месяц работу потеряли 159000 американцев, а всего за девять месяцев 2008 года — 760000. (Это самое стремительное падение за последние пять лет.) Продолжается и падение цен на недвижимость, что обесценивает капиталы миллионов граждан, и так задыхающихся под долговым бременем.
Лихорадка с американского континента перекинулась и в другие регионы. С утра в понедельник все мировые биржевые индексы (в том числе и американские) на финансовых сайтах окрасились в красный цвет, что означает – все ниже и ниже, и ниже.
Наш собственный фондовый рынок бросился устанавливать свои антирекорды. В пятницу торги на РТС опять останавливали три раза. Но это не помогло. По итогам дня индекс РТС упал на 7,09%. Аналитики пытались сгладить ситуацию, объясняя падение спецификой пятницы: мол, это такой день, когда трейдеры избавляются от проблемных активов перед выходными. Но и понедельник на российских площадках начался с резкого обвала большинства котировок. К полудню индекс ММВБ рухнул уже на 12,8% — до 806,15 пункта, индекс РТС — на 8,37% (до 981,35 пункта).
Как с сарказмом замечают журналисты, биржи впору закрывать и вешать на двери таблички: «Здесь были Саша и Рома» (руководители ММВБ и РТС Александр Потемкин и Роман Горюнов).
А ведь премьер-министр РФ Владимир Путин 19 сентября на Международном инвестиционном форуме в Сочи обнадежил, что в России «кризис закончился». В правительстве разработали отечественный вариант плана спасения экономики. Для «тушения пожара» предусмотрели выделение $50 млрд из золотовалютных резервов, пообещали 250 млрд рублей для фондового рынка — плюс беззалоговое кредитование банков из средств ЦБ. Поддержка серьезная. Тогда почему все продолжает падать?
В ряде СМИ уже написали, что большая часть обещанного правительством пока останется словами. Да, в пятницу Госдума рассматривала пакет «спасительных» законов. Но пока его приняли только в первом чтении. Почему? Депутаты устали? Вообще-то, ради отчизны могли бы и задержаться на работе на пару часов.
Впрочем, законодательная казуистика мало меняет ситуацию. В Минфине и ЦБ уже объявили, что Банк России не будет помогать всем подряд и давать деньги, кому попало. По словам первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна, ЦБ будет поддерживать только банки, которые «имеют значение для страны». Стоит ли говорить о том, что составлять список «имеющих значение» банков будут российские чиновники, широко известные своим бескорыстным подвижничеством во благо родины?
Учитывая сырьевую специфику нашей экономики и, как следствие фондового рынка — его основу, 27% составляет «Газпром» с производными, 50,4% занимают топливные компании, а по итогам на период 1999-2006 гг. 99% всех сделок пришлось всего на 30 эмитентов – у нас одна надежда на нефть. Но и здесь нас ждут, видимо, большие проблемы. От ситуации в США нам отвертеться не удастся. Дело в том, что именно Америка является самым крупным покупателем и потребителем нефти в мире.
Как полагают большинство экспертов, четвертый квартал все же ввергнет экономику США в рецессию. То есть потребление нефти резко сократится.
Российская нефть уже стремительно направилась к той критической отметке, которая позволяет наш профицитный бюджет превратить в сбалансированный, а именно — $70 за баррель. Конечно, до этого показателя еще далековато, однако отметка в $90 уже пробита, а значит, и новые отрицательные величины не за горами. Цена спотовых контрактов (спот – сделка купли-продажи наличного товара на условиях немедленной передачи. – Прим. КМ.RU) на российскую нефть Urals еще в пятницу составила 86,47 долл. за баррель, что на 0,29 долл. ниже цены spot в предыдущий день.
При таких грустных обстоятельствах эффект от серьезной экономической поддержки отечественному финансовому рынку может сойти на нет. Рынку нужны не только благие намерения, но и реальные деньги.
Помнится, когда принимали бюджет 2008 года, было с помпой отмечено, что для его расчетов за базис взяли цену нефти $70 за баррель. Господин Кудрин всех уверял, что «запас» таков, что даже при цене нефти в $50 ничего не произойдет. А уж при тогдашней цене (свыше $100) и сам черт нам не брат. И что оказывается теперь? Что все накопления — непонятно, где, а правительству – заметьте, не бабушкам на лавочке, а чиновникам, берущим на себя ответственность принимать главный финансовый документ страны, оказывается, верить нельзя.
Ситуацию для обозревателя КМ.RU комментирует директор Центра политической информации Алексей Мухин:
— Совершенно очевидно, что «план Полсона» – это в большой степени «золотой парашют» для администрации Буша и аффилированных с ней компаний. Именно поэтому американский конгресс так долго не принимал этот план. Там понимали, что миллиарды уйдут на оплату спокойствия администрации, которая и довела экономику США до такого состояния. Почему приняли? Это факт слабости конгресса. «План Полсона» никакого отношения к реальной экономике не имеет. И мировые фондовые рынки отреагировали соответственно. Ясно, что сегодня обесценивается бумажный рынок.
Но я не склонен видеть апокалипсис. Как сказал премьер Путин, это не наша война. Россия – сырьевая страна, ей все эти падения бумажек не слишком угрожают. Сейчас идет экономическая война между Китаем и США. Я достоверно знаю, что американские брокеры искусственно занижают капитализацию китайских компаний, а те, в свою очередь, снижают «цену» американских. Вот эта война и рушит мировой «бумажный» рынок.
Считаю, что ситуация в России спокойная, несмотря на периодические биржевые обвалы. Адекватные участники рынка понимают, что уходит спекулятивный капитал. Сейчас ситуацию можно сравнить с больным человеком, который вечером выпил, а утром ему очень плохо
Другое дело, что в России государство становится ключевым регулятором рынка, это не есть хорошо в условиях рыночной экономики, это усугубляет ситуацию с выводом капитала. Ведь правительство сказало, что даст серьезные преференции «нужным» компаниям. У остальных это вызывает раздражение.
По поводу нефти могут сказать, что сегодня исчисление нефтяных и газовых контрактов идет в долларах, США может вызывать искусственные кризисы в этой отрасли. Поэтому США сейчас очень беспокоит сближение ключевых стран ЕС – Италии, Франции, Германии – с Россией. Реакция на этот процесс у американской администрации – очень нервная. Но нам надо продолжать работать в этом направлении. Тогда наша экономика будет менее зависима и от курса доллара, и от объемов потребления нефти в США.