Россия пока не готова к продаже нефти за рубли, а для развития этого процесса нужны консолидированные действия ряда стран, готовых выступить противовесом США. К такому выводу пришли экономисты и политологи в ходе on-line конференции, организованной информационной группой Finam.ru. При этом эксперты напомнили о судьбе Саддама Хусейна, который уже пытался в одиночку отказаться от расчетов в американской валюте.
Как считает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова, Центральный банк не напечатал еще столько рублей, чтобы за них продавать нефть. «Даже если и напечатает, то для закупки импорта (и потребительского, и оборудования) все равно рубли надо будет менять на доллары. Чтобы покупатели нефти имели рубли, необходимо, чтобы они хотели иметь рубли. А у нас даже российские граждане не очень рады их иметь. Слишком много рисков – и политических, и экономических. Так что рублевая нефть в итоге очень дешевая окажется, так как в цене учтутся все эти риски », – Волчкова.
Главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов со свой стороны обратил внимание, что торговля нефтью ведется в той валюте, номинальный курс которой, с одной стороны, относительно менее волатилен, а с другой – реальная стоимость которой более устойчива.
«Выбор валюты детерминирован этими факторами весьма сильно, хотя история существования валюты и целенаправленная политики продвижения валюты также очень важны», – отметил эксперт.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил о политическом аспекте проблемы отказа от доллара. «Проблема в том, что, собственно, человек, решивший отказаться от операций с долларами при продаже нефти – Саддам Хусейн. Его, как известно, повесили, а в Ираке погибло около 400.000 человек. Вот в этом, по-моему – «минус». Но, конечно, если навалиться всем миром: Россией, Китаем, ЕС и т.д., то на рубли, юани и евро переходить не страшно», – сказал Мухин.
Аналитик компании «Совлинк» Ольга Беленькая полагает, что переход к продаже нефти за рубли будет носить постепенный характер и потребует политической воли нескольких стран.
«Движение к постепенному переводу части нефтегазового экспорта на национальные валюты намечается, но изменить сложившуюся мировую практику не так просто. Тем более, что цены на нефть и газ все равно будут привязаны к мировым биржам и проблема нестабильности мировой финансовой системы переходом в расчетах на национальные валюты не устраняется. Но постепенное расширение рублевой зоны хотя бы за счет стран ближнего зарубежья и, возможно, азиатских соседей было бы правильным шагом», – считает Ольга Беленькая.
Комментируя снижение цен на нефть, произошедшее в последние месяцы, главный экономист управляющей компании «Финам Менеджмент» Александр Осин отметил большую роль спекулятивного фактора.
«Банки фиксировали «нефтяную» прибыль, стремясь компенсировать убытки, полученные в ипотеке. Затем на активность покупок негативно повлияло общее сокращение деловой активности в финансовом секторе. Кто-то на этом фоне, вероятно, играл на понижение в связи с ожидаемым «ослаблением» мировой экономики. Однако, фундаментально нефтяной рынок, на мой взгляд, обладает потенциалом роста», – полагает эксперт.