Американские шопоголики, которые, по мнению общественности, двигают мировые рынки вверх своей маниакальной страстью к покупкам, оказались крайними во времена депрессии.
Теперь общественное мнение обвиняет их в том, что своей несоразмерной доходам покупательской активностью они подорвали не только собственный бюджет, но и спровоцировали третью волну кризиса — кредитных карточек.
На начало нынешнего года неоплаченные долги американцев за покупки по пластиковым кредитным карточкам составляли $961 млрд. За это время армия безработных пополнилась 2 млн. человек, чьи невыплаченные долги увеличили бремя зависших кредитных платежей, сообщает k2kapital.com.
Депрессия и массовые увольнения последних месяцев усугубили кризис кредитных карточек. Финансовый цунами, накрывший США, начался на ипотечном рынке, перекинулся на фондовой, а сейчас вновь размывает устоявшие банки и компании.
«Шоппинговая зависимость может быть особенно разрушительной сейчас, когда рынок труда и экономика в целом столь неустойчивы», — пишет Wall Street Journal, полагающий, что в это трудное для страны время стыдно бездарно растрачивать средства по дорогим бутикам, а лучше хорошенько тряхануть имеющийся гардероб, в котором каждый житель Нью-Йорка найдет вещи с еще не оторванными этикетками.
Издание утверждает, что многие нью-йоркцы уже взялись за ум — те, кто не раздумывая хватали сумочки по $1,2 тыс, сейчас лимитируют свой выбор ценой в $300. Те, для кого не была роскошью сумка за $300, идут в сетевые супермаркеты, чтобы сделать покупку за $30.
Статистика подтверждает эту версию — объем продаж товаров класса люкс в «гламурном» Sachs упал в октябре на 16%, в самой дешевой розничной сети Costso, — лишь на 1%.
«Для людей, страдающих шопоголизмом, экономический фактор стал лишь дополнительным стрессом, но не убавил страсти к покупкам. Подобно алкоголикам, которые готовы потерять работу и семью, лишь бы выпить, они действуют по той же схеме», — утверждает Тэрри Шулман, известный психотерапевт, занимающийся этой проблемой, и ведущий свои программы на нескольких телеканалах.
Он уверяет, что во времена депрессии, когда средний американец понимает, что ему не по карману ни новый дом, ни достойные пенсионные накопления, он находит утешение в доступных магазинах одежды и электроники.
По данным исследования American Journal of Psychiatry, 5,8% американцев страдают синдромом маниакального потребительства, то есть являются шопоголиками.
Ким Рид, финансовый экономист, утверждает, что шопоголики сейчас подрывают экономическую стабильность страны, так как могут спустить в магазине Prada сумму, равную своим накоплениям за 10 лет, не производя при этом отчислений в пенсионные, накопительные и страховые фонды, и закладывая тем самым четвертую волну кризиса, с которой столкнется Америка несколько позже.
Многие негосударственные организации начали требовать остановить агрессивную рекламу производителей модных брэндов в Интернете, как, например, на сайте «Анонимный шопоголик», который, к примеру, уверяет, что девушка, купившая себе жакет от кутюр за $3 тыс., обретает новые шансы на чудесную карьеру или удачное знакомство.
На эту удочку обычно клюют американцы, имеющие годовой доход менее $50 тыс. и мечтающие прорваться из нижнего слоя среднего класса в прослойку миллионеров.