Финансовый кризис отбросит 1,3 млн. россиян в категорию бедных. Об этом вчера сообщил Всемирный банк (ВБ) в новом экономическом отчете по РФ. Независимые эксперты считают, что в немалой степени этому поспособствует безработица, которая, по их оценкам, стремительно растет.
Основная мысль отчета ВБ такова: российская экономика пока более или менее успешно противостоит мировому кризису благодаря накопленным резервам, но дальше будет хуже. «Ослабление цен на нефть, отток капитала, снижение сальдо платежного баланса – влияние этих факторов продолжится в краткосрочной перспективе», – перечислял вчера негативные факторы главный экономист ВБ по России Желько Богетич. В результате в 2008 году экономика вырастет на 6%, а в 2009-м – только на 3%. Инфляция по итогам нынешнего года достигнет 13,5%, а «в 2009 году снижение инфляции ниже 12% будет сложной задачей».
«Россия стоит перед лицом крупнейшего банковского кризиса со времени дефолта в августе 1998 года, однако фундаментальные макроэкономические показатели и ответные меры политики весьма отличны», – предупреждает ВБ. Одно из основных различий аналитики видят в том, что сейчас, с одной стороны, фондовый рынок уязвимей к колебаниям цены на нефть, а с другой – большое количество компаний уже разместило свои акции на бирже. Следовательно, крах фондового рынка гораздо сильнее скажется на реальной экономике.
Если состоятельные россияне по оценкам ВБ с 19 мая по 7 ноября уже потеряли 300 млрд. из-за падения акций на биржах, то по среднему классу и бедным слоям кризис ударит опосредованно. Предприятия, у которых начнутся трудности с финансированием, уволят персонал, что, естественно, приведет к падению доходов. Пока Росстат говорит о 4,033 млн. безработных, но ВБ считает, что к концу года ситуация изменится, когда продолжится реструктуризация банковского сектора, а «строительство и торговля будут откладывать реализацию существующих и новых проектов».
Институт народнохозяйственного прогнозирования ожидает к апрелю роста числа безработных до 4,3 млн. По данным рекрутингового агентства Headhunter, в сентябре-октябре отношение количества резюме к числу свободных вакансий резко выросло – с 1,5 до 2,3, например, по юридическим специальностям. Институт комплексных стратегических исследований зафиксировал взрывной рост посещаемости сайтов по трудоустройству – на 25% в сентябре и на 11% в октябре, при том что обычно он составлял около 4% в месяц.
По мнению ВБ, это приведет к тому, что ситуация с бедностью в России практически перестанет улучшаться. В этом году бедных в РФ по мировым критериям (доход менее 1,25 доллара в день) было около 10%. Если бы не кризис, то в 2009-м бедность сократилась бы до 8,6%. Однако из-за экономических трудностей этот показатель упадет лишь до 9,5%. «Другими словами, если бы в 2008–2009 годах сохранились темпы роста предыдущего периода, примерно на 1,3 млн. человек больше преодолели бы черту бедности», – поясняют аналитики.
Чтобы сгладить последствия кризиса, ВБ предлагает государству меры, вполне логичные и хорошо известные в мировой практике. Если нет денег на увеличение социальной помощи, то нужно хотя бы усилить ее адресность. Проще говоря, прежде чем раздавать пособия, проверить, не является ли семья получателя на самом деле достаточно богатой.
Проблема в том, что раздает пособия государство, которое наполняет бюджет в основном нефтяными доходами. Рекомендации ВБ основаны на предположении, что нефть в 2009 году будет стоить 74,45 доллара за баррель. Однако сейчас едва ли не самые продаваемые бумаги на Нью-Йоркской товарной бирже – это контракты на поставку нефти в феврале по 30 долларов за баррель (нынешняя цена – около 50). Конечно, биржевики могут ошибаться в прогнозах, но тенденция, прямо скажем, безрадостная – лишенное нефтяных доходов Российское государство вряд ли сможет помочь нуждающимся.
Граждане это уже почувствовали. Согласно последнему опросу «Левада-Центра», 26% россиян ожидают, что их финансовое положение в ближайшие полгода ухудшится (9% – улучшится, 55% – не изменится). Год назад соотношение было другим: 11% – оптимистов, 21% пессимистов и 60% не ждали перемен