Сложная ситуация в экономике привела к «заморозке» ряда транспортных проектов в ряде регионов РФ, в первую очередь в тех, где строится метрополитен. Главной причиной приостановки реализации проектов строительства и расширения подземок стало отсутствие федерального финансирования, без которого реализация дорогостоящих транспортных проектов практически невозможна.
Сейчас метрополитен работает в семи городах РФ: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. В Волгограде действует метротрам — система подземного скоростного трамвая, которая фактически может считаться метрополитеном. В различные годы говорилось о планах строительства метрополитена еще в десяти российских городах, в том числе Омске, Красноярске, Челябинске, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Перми.
Омск: на консервацию тоже уходят деньги
О прекращении строительства первой очереди омского метрополитена в январе 2015 года объявил губернатор Виктор Назаров. Он отметил, что для регионального бюджета строительство метро — вещь неподъемная, а из федерального бюджета деньги на эти цели не идут. Впервые о необходимости строительства метро в Омске заговорили в 1985 году, когда город перешагнул рубеж в 1 млн жителей.
Строительство началось в 1993 году в промышленном Октябрьском районе, но после прокладки двух тоннелей было прекращено. За покосившимися бетонными заборами станций сейчас заросшие пустыри, замурованные дыры тоннелей и ржавые конструкции.
В начале 2000-х разговоры о строительстве метро в Омске возобновились — тогда губернатор Леонид Полежаев дал старт строительства метрополитена на более актуальном для города участке — между густонаселенными районами Левобережья и центром Омска. На эти работы было выделено 12 млрд рублей. Пусковой участок из пяти станций планировалось пустить сначала в 2008 году, потом в 2012 году, затем в 2015 году и, наконец, как подарок к 300-летию города — в 2016 году. Однако к настоящему времени успели построить только двухуровневый метромост через Иртыш и комплексный подземный переход, над которым и сейчас красуется буква «М» на почти готовой станции «Библиотека Пушкина».
По оценкам экспертов, в строительство метро в разное время было «закопано» более 20 млрд рублей. Сейчас область ежегодно тратит не менее 600 млн рублей на консервацию долгостроя. «Кроме 600 млн рублей, которые требуются на консервацию практически готовой станции «Библиотека им. А.С. Пушкина», а также нескольких километров готовых тоннелей на Левобережье Иртыша, недостроенных объектов станций «Заречная», «Кристалл», «Соборная» и «Ул. Рокоссовского», не менее 20 млн рублей в год необходимо на поддержание их в надлежащем состоянии», — сказали корр. ТАСС в правительстве региона.
На прошедшей 14 апреля «Прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным было озвучено, что метро в Омске «ждет весь город», но его не строят.
Новосибирск: без федеральной помощи строить невозможно
В Новосибирске метро состоит из двух веток и 13 станций. Последняя станция — «Золотая Нива» — была введена в эксплуатацию в 2011 году со скандалом: Роспотребнадзор закрыл станцию после недели работы из-за обнаружившихся недочетов при строительстве. На протяжении пяти лет власти города и области неоднократно возвращались к вопросу развития метрополитена.
Ранее в восточной части Дзержинского района Новосибирска было спроектировано строительство метродепо и трех линий метро: в створе улицы Трикотажной, проспекта Дзержинского и Гусинобродского шоссе. Планировалось построить четыре станции — «Дворец культуры им. Чкалова», «Сад Дзержинского», «Гусинобродская» и «Молодежная». По планам проектировщиков, часть перегона от ближайшей станции «Золотая Нива» до «Гусинобродской» могла быть сделана надземной — это значительно удешевило и упростило бы строительство.
Регион планировал объявить инвестиционный конкурс на строительство следующих станций метро еще весной 2013 года. Однако процедура поиска подрядчика не начата до сих пор. По планам властей, конкурс на завершение строительства Дзержинской линии может быть объявлен на условиях отсрочки выплат инвестору из бюджета на 7-8 лет. Несмотря на то, что в 2014 году в Новосибирской области утверждена программа развития общественного транспорта (на развитие метро до 2021 года предусмотрены средства из бюджетов региона и города в сумме более 16 млрд рублей), власти признают: без федерального финансирования продолжить строительство метро в Новосибирске невозможно.
«Из бюджета (города и области — прим.ТАСС) строить невозможно ввиду сложившейся ситуации. Будем стараться войти в федеральные программы, — говорил ранее мэр Новосибирска Анатолий Локоть. — Были намерения найти инвесторов, и они проявляют интерес, но нет понимания устойчивости экономики. Пока уверенности такой нет, поэтому мы взяли тайм-аут. Увидим более или менее устойчивые перспективы, тогда пойдем на строительство с отсрочкой платежа».
Красноярск: объекты на консервации
В Красноярске строительство метро остановлено в 2010 году, когда было прекращено финансирование. С 2013 года его объекты находятся на консервации. Конкретных планов возобновления строительства в регионе нет. «Этот вопрос пока не поднимается», — сказал ТАСС представитель регионального правительства. По оценке управления по строительству Красноярского метрополитена, после возобновлении работ первая очередь метро может быть достроена в течение 7 лет.
Состояние тоннелей хорошее, при появлении финансирования работы можно начать в течение двух- трех месяцев. Но для ввода объектов первой очереди требуется порядка 66 млрд рублей. Для сравнения: доходы бюджета Красноярского края в 2016 году запланированы в размере в 194,4 млрд рублей (с учетом предстоящей корректировки) при расходах 211,8 млрд рублей. Госдолг края на 1 апреля 2016 года составляет 91,97 млрд рублей.
В конце прошлого года губернатор края Виктор Толоконский заявил, что этот проект «мы не закрывали и не закрываем» и выразил надежду, что «через 5-7 лет Красноярск сможет начать строительство метрополитена».
Строительство Красноярского метрополитена началось в октябре 1995 года и неоднократно приостанавливалось из-за проблем с финансированием. Всего было прорыто 3,5 км тоннелей (11% от запланированного в проекте первой очереди), которые сейчас законсервированы. На поддержание их в нормальном состоянии из бюджета выделяется порядка 50 млн рублей в год. За годы строительства в метро вложено около 2,6 млрд рублей. Стоимость одного погонного метра составила 850 тысяч рублей. В 1990 годы в городе были запланированы две линии метро. Первая линия с пятью станциями пересекала Красноярск вдоль Енисея.
Вторая линия должна была соединить северную окраину города с центром и через тоннель под Енисеем уйти на правобережье. В перспективе планировалась и третья линия. Первоначально ожидалось, что метро будет запущено в 2005 году, затем сроки ввода первой очереди с тремя станциями были сдвинуты на 2014 год.
Ростов-на-Дону: от идеи не отказываемся
Метро в Ростове-на-Дону планировалось строить еще с 1970 годов. Первый раз к разработке проекта почти приступили в 1980. Но вначале не хватило средств, а потом эти планы были отложены в связи с распадом СССР. Второй раз к проекту планировали приступить после 2010 года.
В администрации Ростова-на-Дону было создано управление метро, были проведены предпроектные работы на разработку первой линии из 9 станций, связывающих Западный жилой массив с центром города.
Стоимость проекта на тот момент оценивалась почти в 77 млрд рублей. В 2014 году велась подготовка для разработки проектно-сметной документации стоимостью почти 1 млрд рублей. Однако в итоге объявленный конкурс на проектирование первой линии в октябре 2015 года был отменен, а управление метро расформировано и присоединено к дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону. На предварительные работы, по оценкам экспертов, было потрачено около 300 млн рублей.
По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, хотя проект строительства метро сейчас и не реализуется, но от идеи его постройки власти не отказываются. Недавно этот вопрос губернатор обсуждал с министром транспорта России Максимом Соколовым. «Мы, конечно, говорили о метро — в принципе, от проекта не отказываемся, но решать вопрос надо по мере наличия финансов, и не только за счет регионального, но и федерального бюджетов», — сказал Голубев.
Самара: надежды на 2017 год
Самарское метро состоит из одной ветки длиной около 13 км и насчитывает 10 станций. Регулярное пассажирское движение в самарском метро было открыто в 1987 году. Куйбышев (так тогда называлась Самара) стал пятым городом в России и 12-м городом в СССР, в котором было метро.
Десятая по счету станция — «Алабинская» — была торжественно открыта в конце 2014 года. Строилась она с 2007 года. Интерьеры строящейся станции даже использовались при съемках в 2011 году российского фильма-катастрофы «Метро». С открытием «Алабинской» линия самарского метро, берущая начало в промышленной части города, стала ближе к историческому центру Самары и набережной Волги. Пассажиропоток подземки после открытия «Алабинской» увеличился на 20%. Однако станция заработала в усеченном варианте — с одним перегонным тоннелем. Полностью достроить уже работающую почти полтора года станцию пока не удается — нет средств. Ранее на эти цели планировалось направить в этом году из областного бюджета около 1,7 млрд рублей.
Однако, как сообщили ТАСС в облправительстве, на 2016 год финансирование не предусмотрено, поэтому работы по завершению «Алабинской» предварительно отложены на 2017 год.
«В настоящее время правительством Самарской области проводится работа по привлечению средств бюджетного кредита из федерального бюджета, в том числе на реализацию мероприятий по строительству метрополитена», — отметили в пресс-службе облправительства.
В 2015 году в Самаре планировалось начать проектирование второй линии метрополитена. Стоимость строительства оценивалась в размере 120 млрд рублей. Вторая ветка, согласно первоначальному замыслу, должна была соединить историческую часть Самары с железнодорожным вокзалом, географическим центром города, областным автовокзалом и дальними спальными районами. Однако в связи с отсутствием финансирования работы по этому проекту сейчас также приостановлены.