Наша валюта, похоже, не выдержала тот темп укрепления, который взяла в феврале. Такой вывод можно сделать из слов первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева. В понедельник он сообщил журналистам, что ЦБ в июне практически не присутствовал на валютном рынке. Вернее, присутствовал эпизодически, купив всего около миллиарда долларов. То есть Центробанк рублю укрепляться почти не мешал. Но он не только не воспользовался случаем, но и немного ослаб.
Действия Центробанка на валютном рынке — важный показатель того, как чувствует себя наша денежная единица. Начал в феврале рубль укрепляться, причем слишком ретиво, и пришлось ЦБ покупать валюту, чтобы не допустить резких движений. Логика простая — увеличивая спрос на иностранные деньги, Центробанк искусственно повышает их стоимость. Последний зимний и все весенние месяцы рубль чувствовал себя хорошо, можно сказать, был на подъеме. Именно поэтому, как заявил в конце мая глава ЦБ Сергей Игнатьев, Центробанк был вынужден приобрести $30 млрд. Причем покупка 17 миллиардов пришлась на май.
Июнь оказался не таким успешным для рубля, несмотря на относительно дорогую нефть. По словам Алексея Улюкаева, ЦБ приобрел всего лишь около $1 млрд. После майских 17 — это явно капля в море. Получается, что в июне Центробанк практически не сдерживал рубль. За ненадобностью — обстановка не способствовала новым подвигам нашей валюты.
Кстати, постепенно рубль и вовсе будут отпускать в свободное плавание. В понедельник Сергей Игнатьев еще раз подчеркнул, что наша валюта в свободное плавание, подразумевающее полный отказ ЦБ от валютных интервенций и воздействия на курс, может отправиться в ближайшие два года.
— Думаю, что жесткое обязательство об отсутствии интервенций пока принимать не следует. Мы уже прошли половину пути к свободному курсу рубля и инфляционному таргетированию. Обратно нам идти уже не следует, — добавил глава Центробанка.
Правда, даже та свобода, которая была предоставлена рублю в июне, не позволила ему укрепиться. Более того, он даже слегка подешевел. Так, стоимость бивалютной корзины (45% — евро, 55% — доллары) поднялась за июнь примерно на 30 копеек. Одно из объяснений такого нелогичного поведения рубля — движение капиталов через российскую границу. В понедельник Алексей Улюкаев подтвердил свой более ранний прогноз о том, что в июне сохранится тенденция к нулевому притоку капитала. В то время как в мае, по предварительным оценкам, этот показатель составил $2,7 млрд.
Впрочем, недостаточная сила рубля не помешает, как считают в Банке России, удержать инфляцию в узде.
— Тенденции к снижению продолжаются. В июне (инфляция. — «Известия») будет меньше, чем в мае. Не больше чем 0,5%, — уверен Улюкаев.
Напомним, что в этом мае цены выросли на 0,6%, что более чем вдвое меньше, чем в 2008-м. Насколько реалистичны ожидания первого зампреда Центробанка? По последним данным Росстата, к 15 июня цены выросли на 0,3%. Вполне возможно, что они смогут уложиться в отведенные Улюкаевым 0,2% за оставшееся до конца месяца время.