Главная » Банки » А был ли кризис 2008 году в России?

А был ли кризис 2008 году в России?

Опустившись на дно, мы обнаружили, что есть еще и подвал

Август 1998 года

Чтобы объективно оценить события в экономике 2008 г., необходимо вспомнить итоги кризиса 1998 г.

За несколько лет до августовских событий 1998 г. для привлечения инвестиций в РФ запущена система ГКО (государственные краткосрочные облигации). В игру под названием ГКО обязаны были играть все финансовые институты страны (банки, страховые общества и фонды), включая даже Пенсионный фонд РФ. Долг Парижскому и Лондонскому клубам, который начал формироваться еще с 80-х годов прошлого века, увеличивался из года в год и составил к 1998 г. около $230 млрд. Летом 1998 г. глава Центрального банка (ЦБ) РФ С. Дубинин для остановки оттока денег из системы ГКО увеличивает ставку по ГКО до 150% годовых. К 1 августа 1998 г. общие ежемесячные выплаты по ГКО и выплаты бюджетникам (армия, милиция, пенсионеры, инвалиды, врачи, учителя) стали значительно превышать все ежемесячные налоговые поступления в бюджет РФ. Только на выплаты ГКО уходило с лета 1998 г. до 70% доходов бюджета. Разрыв между всеми налогами в бюджете и обязательными выплатами стал таким, что платить оказалось нечем: денег в бюджете РФ почти не осталось. Пенсионный фонд РФ пуст, его деньги в ГКО. Золотовалютные резервы (ЗВР) составили около $ 11 млрд. Дальнейшая затяжка с приостановкой всех коммерческих выплат из госбюджета привела бы осенью 1998 г. к гораздо худшим последствиям для России. 17 августа 1998 г. председателю правительства С. Кириенко ничего не оставалось делать, как объявить дефолт. Движение без движения или по принципу «Шаг вперед, два назад» прекратилось. Вся экономика РФ кубарем слетела в пропасть — начались неуправляемые процессы.

Фондовый рынок, включая рынок ГКО, вмиг лопнул. Хилая законодательно недоразвитая банковская система РФ перестала существовать из-за отсутствия ликвидности. В связи с массовыми востребованиями личных денежных средств их выдача гражданам с депозитов банков в одночасье прекратились. Денег в банках нет. Государство, создав кое-как финансовые институты, отстранилось от ответственности перед собственными гражданами за потерянные деньги в банках и фондах.

Начались массовые разорения и остановки предприятий. Увольнения работников и служащих приобрели массовый характер со всеми вытекающими последствиями. Платежи в реальном секторе почти полностью заморожены. Те средства, которые оставались на счетах фирм и компаний, банки не переводили. В процессе кризиса 1998-1999 гг. число дефолтов в реальном секторе составило от 30% до 40%. Мелкие, средние фирмы и даже крупные компании повсеместно открывали новые расчетные счета в полугосударственном банке — Сберегательном банке РФ, который тогда стал последним оплотом надежды.

В России враз вскрылся весь букет болезней экономики 90-х годов. Налицо были банковский кризис (отсутствие ликвидности), фондовый кризис, кризис платежеспособности и кризис долговых внутренних и внешних обязательств. Курс рубля к концу 1998 г. упал с 6,20 руб. до 18-22 руб. Перевод рублей в американскую валюту на долгое время приобрел необратимый и позорный характер. К ноябрю 1998 г. на российском рынке не осталось ни одной иностранной компании, продающей свой товар, из-за возросших в 3-4 раза цен на них. С российского рынка ушли иностранные инвесторы.

Все взоры российских покупателей были направлены на отечественные товары. В России наступило золотое время — временный двухгодичный расцвет российской промышленности. Это время, когда все тарифы (газ, электричество, перевозки на ж/д, авиа — и автоперевозки, аренда помещений, цены на рекламу, услуги ЖКХ и пр. услуги) и цены на продукты питания почти не менялись. О двухгодичном расцвете промышленности свидетельствует доходная часть бюджета РФ. На 1 января 1999 г. она равнялась $20 млрд (бюджет города Нью-Йорка в то время), на 1 января 2000 г. — $25 млрд, на 1 января 2001 г. — $40 млрд. Фактически за 2 года произошло удвоение доходной части бюджета страны. Ко всему надо заметить, в мире начался рост цен на нефть, газ и металлы. Но это лишь 60% доходов бюджета.

Россия получила 10 лет динамичного и стабильного развития в экономике.

Осень 2008 г.

С какими итогами страна вошла в 2008 год?

На 1 января 2008 г. доход бюджета страны равнялся уже $410 млрд. За несколько лет до 2008 г. федеральный бюджет полностью выполнил внешние обязательства, погасив долги перед МВФ. ЗВР приблизились к $600 млрд. В 2000 г. ВВП РФ составлял 7,3 трлн рублей, в 2008-м — уже 41 трлн рублей. С 2001 г. рублевая масса росла на 35-60% в год. Но даже накопившаяся денежная масса в три раза меньше объема ЗВР. Добавьте к ЗВР накопленные к 1 сентября 2008 г. Резервный фонд ($142 млрд) и Фонд национального благосостояния ($ 32 млрд). Значит, ЦБ России и финансовому блоку Правительства РФ не составит труда жестко контролировать курс рубля. Собственно их ювелирные действия по контролю курса рубля были продемонстрированы в период с октября 2008 г. по апрель 2009 г., когда горячка — рублефобия (боязнь рублей) — спала. Правительству России с конца 2008 г. законодательно вменено в обязанность стопроцентно гарантировать выплаты до 700 000 рублей каждому гражданину РФ при банкротстве банка, входящего в систему страхования. Экспорт значительно превышает импорт. Платежный баланс положительный. Бюджет РФ имел в 2008 г. большой профицит, т.е. превышение доходов над расходами. Все это может объективно говорить только об одном: экономика России вошла в 2008 год с сильными фундаментальными основами.

С этой точки зрения в России в 2008 г. финансового КРИЗИСА НЕ БЫЛО!

Сравнивать события 2008 г. и кризиса 1998 г. в России неправомерно и равносильно ситуации, когда сегодня отказывают в доверии морально здоровому человеку лишь потому, что в 1998 г. слепоглухонемой, маленького роста, горбатый инвалид, хромой на одну ногу, пребывая в состоянии вечного перепоя, обманул достопочтенную и доверчивую барышню, обещав ей жениться.

Так что же произошло с экономикой России?

«Американка» — финансовый грипп и слабый иммунитет России

За кризисный 2008 год ВВП Китая прирос примерно до 10%, в США, в стране, где разразилась «американка», ВВП составил 1,2%, в России — 5,6%. В 2009 г. ВВП Китая прогнозируется на уровне 5-7%, США — 1,1%, России — 0-2,2%. Почему в России с сильными фундаментальными основами, с положительным платежным балансом, с профицитным бюджетом 2008 г., с большими ЗВР, «американка» оказала на нашу экономику дестабилизирующее влияние?

Причина дестабилизации экономики России

Основная причина дестабилизации экономики — это не резкое снижение цен на нефть и металлы (в противном случае кризис, пришедший извне, задел бы только эти отрасли), а низкая ликвидность денежной (банковской) системы России. Кризис ликвидности в России, продолжающийся с сентября-октября 2007 г., дал ясно понять: деньги в 2008 г. в российских банках закончились. Спрос (для кредитов) на них стал превышать предложение денег. Банки и корпорации их стали занимать за границей. Стоимость кредитов там составляла от 4% до 0.5%, у ЦБ РФ — 10% (ставка рефинансирования). Российские деньги в разы дороже западных. Поэтому банковский и корпоративный внешний долг к 1 августа 2008 г. составил $527 млрд. С осени 2008 г. деньги на Западе перестали выдавать — кризис.

Почему ликвидность банковской системы — слабое звено в экономике?

Почему ликвидность банковской системы России не укрепилась за последние 8-10 лет, ведь рублевая масса росла на 35-60% в год? На начало 2008 г. в ведущих западных странах сложилось такое положение. На каждые 100 у.е. ВВП страны приходилось 250-300 у.е. банковских активов. То есть общие банковские активы превышали в 2,5-3 раза общие суммы ВВП страны. Соотношение 3 к 1 делает финансовую систему любой страны устойчивой по отношению к внешним и внутренним воздействиям. В России положение иное. На каждые 100 рублей ВВП приходилось 70-80 рублей банковских активов. Это на 20-30% ниже денежной массы ВВП. Недостаточность денег в банковской сфере сделало всю финансовую систему РФ в 2008 г. неликвидоспособной. Банки перестали выдавать кредиты. Налицо был первый кризис 2008 г. Любой ветерок (читай: кризис) делает нашу экономику легковосприимчивой к «простуде». Такое положение, когда в Америке чихают, а в России слегли и встать не могут, будет продолжаться до тех пор, пока положение с ликвидностью не будет фундаментально изменено.

Топор как главное орудие Центробанка

Вторая причина кризиса — снижение производства из-за увеличения ставки ЦБ РФ. Число дефолтов в реальном секторе (в производстве) в докризисное время колебалось на отметке 2%. Центробанк в конце 2008 г., чтобы уровнять предложение и спрос денег, поднимает ставку рефинансирования до 13%, что резко удорожало банковские кредиты реальному сектору, малому и среднему бизнесу до 18-24%. Кредиты стали слишком дорогими для бизнеса. Число дефолтов в реальном секторе выросло за короткий кризисный срок в три раза из-за просроченной задолженности банкам. Из-за просроченности кредитов число дефолтов к осени 2009 г. В состоянии возрасти до 10%. Именно это может привести ко второй волне кризиса в экономике России: отток денег, более резкое падение производства и остановка предприятий. Увы, такова политика Центробанка РФ: орудовать топором там, где надо оперировать скальпелем. Более изощренной и разрушительной в 2008-2009 гг. политики ЦБ РФ для бизнеса (работодателей) не было с 1998 г. Боюсь, что в ЦБ до сих пор не понимают уникальную роль процентной ставки рефинансирования как самого могучего инструмента роста или подавления экономики. И это орудие дано в руки тем, кто воспользовался ими ради собственной утехи — прибыли (!!!) в 2008-2009 гг. госструктуры — Центробанка РФ.

Ни одна динамично функционирующая экономика не позволяет игнорировать взаимосвязанную цепочку звеньев. Так выпадение любого тракта развяжет гусеницу, и трактор встанет без движения. Ставка рефинансирования страны, просроченность кредитов, дефолт в реальном секторе, снижение экономической ситуации, падение покупательского спроса. Скажите, как при сильных экономических показателях, т.е. росте экономики, росте покупательского спроса, который, кстати, длился до конца 2008 г., низком числе дефолтов в реальном секторе, экономика России умудрилась заболеть «американкой»?

По большому счету нужны были только одни действия со стороны финансового блока Правительства и ЦБ РФ — это вливание до $150 — 250 млрд в надежные банки (500-550 банков) в течение 2-3 лет, начиная с конца 2007 г. Так, как это сделало Правительство России в конце 2008 г., переведя $50 млрд российским банкам для погашения внешних долгов. Только при таких мерах чуть заметный кризис в России переживал бы только нефтяной сектор и сырьевой сектор металлов. Даже крушение фондового рынка к декабрю на 70% (в США на 32%) не оказало влияния на экономику России, что, собственно, неудивительно: экономика предприятий слабо связана с играми на российских фондовых площадках. Кстати, структурно фондовый рынок в России был поделен примерно так: семидесятипроцентными акциями владели иностранные инвесторы, остальными — резиденты, т.е. «физики» и «юрики» из России.

Регулировать или наблюдать

А можно ли в сегодняшних условиях мирового кризиса регулировать экономические процессы в стране так, чтобы в короткие сроки они были минимизированы, а на ближайшую перспективу — один-два года — экономика страны начала двигаться в направлении поступательного развития.

Нам нужно понять, каких ошибок нам надо избежать и сформулировать задачи.

Первая, самая трудная проблема — финансы. Низкая ликвидность банковской системы РФ, ненадежность части банков и несовершенное банковское законодательство.

Вторая — необузданный рост цен и большая инфляция выглядят как кровоточащие язвы на теле экономики. Почему при динамичном и долгом укреплении рубля с 2003 по 2008 годы цены стабильно росли как по приказу, а инфляцию в стране с трудом по миллиметру в год подавляли дополнительными денежными рычагами? Ведь для пенсионеров оборачивалось так: на каждый рубль, добавленный Правительством РФ к пенсии, инфляция отнимает (для разных групп пенсионеров и при расчете разных групп товаров) от 85 копеек до 1,4 рубля.

Высокая инфляция удерживает высокою ставку рефинансирования, которая делает очень дорогими рубли. Причем дорогими настолько, насколько ими невыгодно кредитоваться. Высокую инфляцию стимулирует стабильный рост цен почти на все. Известно, инфляция ниже 7-8% в год делает более привлекательной экономику страны для инвестиций.

Третья проблема — налоговая нагрузка. В 2008 году Россия находилась на 116-м месте по уровню налогового комфорта. Взгляните, какие налоги платит бизнес в некоторых государствах.

Таблица № 1.

Страна Процент налогов
Индия 35%
Китай 35%
Казахстан 40%
Россия 52% (в уме: 70%-80%)

Таблица № 1 показывает, что российский предприниматель с каждых 100 рублей отдает государству 52 рубля налогов. Если приплюсовать другие государственные и местные отчисления, то налоговое бремя увеличится фактически до 70-80 рублей. Для малого и среднего бизнеса чиновники изымают до 10% от прибыли в виде взяток. Добавьте к этому высокою процентную ставку кредитов, и перед вами откроется полная картина, в которой фискальные и руководящие органы вынуждают работать бизнес. Изощренная налоговая политика родного государства имеет явно выраженный конфискующий характер. Налоговую систему в паре со ставкой рефинансирования с 2009 года не только малый и средний, но и крупный бизнес стали воспринимать как удавку. Шедшая в «развалочку» экономика России, с 2009 г. стала валиться на бок. Об этом, как писалось выше, говорит возросшее число дефолтов в реальном секторе.

Четвертая проблема. Низкая занятость населения как следствие слабо развитой промышленности. Основная функция формирования Пенсионного фонда возложена на промышленность. Нашей промышленности до кризиса было сложно с пенсионными отчислениями, а уж во время кризиса — реальному сектору самому бы выжить. Гнаться за темпами роста пенсий при такой промышленной политике государства в течение двух посткризисных лет опасно для бюджета. Питать надежды на приток денежных средств от нефти и газа в ближайший период ошибочно. Надо освободиться от нефтегазовых иллюзий.

Экономика для народа или для бюджета?

Сильной России нужен духовно и материально богатый народ, а не бюджет с толстым кошельком и с бедным населением. Копить или развиваться — это две разные цели. Нам нужны другие новые цели и задачи при сохранении накопленного положительного капитала в экономическом и политическом смысле. То есть нам надо несколько иначе строить экономику. Строить не разрушая. В России созданы достаточные условия для новой экономической политики: построена экономическая почти устойчивая платформа для «взлета новой ракеты». Пора задать ей более крутые параметры.

Цели и задачи экономического подъема

1. Остановить рост цен на длительный период, чтобы взлет стал успешным. Остановить и значительно понизить инфляционные процессы, чтоб не болтало в воздухе

С августа по ноябрь 2007 г. в России цены на сельхозпродукты поползли вверх. На разные продукты они поднялись до 40-70%. Правительство давало такие объяснения: около половины продуктовых товаров к нам привозят из-за границы, цены на которые там стали повышаться. И к нам импортные продукты поставляются по новым ценам. Казалось бы, что такие объяснения удовлетворили всех. Тогда как объяснить следующее. Подсолнечным маслом Россия обеспечивает себя на 98%. Почему цена на масло подскочила на 50-70% за тот же период 2007 г.? Ведь дело не только в «традиционно спекулятивном» подходе коммерсантов. Причина куда серьезней.

В 2003-2004 годах в недрах кремлевской администрации и правительства родилась идея увеличения ВВП к 2010 г. в 2 раза, что должно было, по замыслу авторов, привести в короткие сроки к более или менее лучшей жизни граждан России. Цель прекрасна! Она реальна. Ее подхватывают многие. Но для реализации есть 2 способа решения этой нелегкой задачи.

Первый. Удвоение ВВП должно происходить путем роста его материальной основы. Наращивание товарной массы за счет переоснащения и роста реального сектора в экономике. Программа требует больших кредитов, а денег мало, в 2001-2003 гг. ЗВР небольшие (однако такое положение с деньгами было до 2005-2006 гг.). За счет роста реального сектора создаются рабочие места внутри страны, большими темпами наполняется хилый Пенсионный фонд за счет роста налоговых поступлений от новых и модернизированных предприятий, денежная масса растет эквивалентно объему роста товарной массы. В таких случаях уровень инфляционных процессов будет колебаться в районе отметки 0-5% в год. При правильной политике Центробанка этот уровень будет нетрудно ежегодно сводить к нулю.

Ввиду ограничения денежной массы выбран другой способ удвоения ВВП, и до 2005-2006 годов это была единственно верная стратегия — наращивание ВВП не в товарном, а денежном выражении. То есть за счет роста денежной массы. Способ менее затратный, не требует больших кредитов и выполняет самую главную задачу экономики того времени — повышение ликвидности. Напомню, денежная масса стала расти на 35-60% в год. Что подчеркивает верный курс выбранной стратегии и ход ее реализации. При выбранной стратегии в те годы допускалось плавное снижение инфляции в течение нескольких лет. Стратегия накопления ВВП строилась на ежегодном росте всех федеральных ценоформирующих тарифов: на газ, электричество, железнодорожные перевозки. Рост промышленности отдавался на откуп бизнесменам. Единственное, чем помогли бизнесу, — реально снизили налоговую нагрузку. Если до 2000 г. фискальные органы изымали 85-92 рубля с каждых 100 рублей, то стали 70-75 рублей. Тогда это рассматривалось чуть ли не революцией в экономике. Рост промышленности после снижения налогового бремя на бизнес стал уже со следующего года более заметным.

Государственные тарифы росли ежегодно без перерыва. Согласно трехлетнему бюджету до 2010 года, тарифы на газ, электричество, ж/д перевозки должны возрастать от 24% до 9% в год при условии ежегодного их снижения в течение трех лет. На этой основе должно было произойти удвоение ВВП к 2010 году.

И тут, как писали Ильф и Петров, «Остапа понесло». Удвоение так удвоение — восприняли по команде на местах, и стали повышать тарифы на все, на что имели право чиновники и местные депутаты. На ЖКХ (по стране ежегодный рост в разные годы и в разных субъектах составлял от 15% до 35%), проезд в автотранспорте, по железной дороге, метро, на аренду помещений под офисы, под магазины, склады, производственные площади. Скажем, в Москве аренда офиса ежегодно росла на 20-25%, кроме 2009 г. Росли ежегодные тарифы на рекламную деятельность фирм, согласование любых проектов и на все остальное. Итог один: повсеместно росли местные и федеральный бюджеты, причем такими темпами, какими требовала задача удвоения ВВП страны к 2010 году. Если бы не кризис, эта задача была решена. Параллельно с решением этой задачи все отчетливее выпячивалась, как мухомор из-под листьев, негативная сторона этой стратегии. Тарифная политика государства, определяющая конечные ценовые границы товаров и услуг, стала ложиться мощным прессом на себестоимость любого товара и услуги, ежегодно раздувая цены на продукты, одежду, машины, станки, цемент, металл, древесину, бензин; услуги на маркетинг, рекламу, страхование, хранение; услуги по туризму и все остальное. Не повышать цену на товары или услуги становилось невыгодно, и, чтобы цены в начале года не шокировали, их поднимали ступенчато в течение года. Удивительно, но и коммерсанты и потребители за последние 3-4 года стали привыкать к нестабильным условиям жизни. Стабильность видели в нестабильности. Мы привыкали к тому, к чему привыкнуть нельзя. Казалось, что конца и края этому не будет.

Из всего сказанного очевидно одно, никаких других фундаментальных причин роста цен, кроме искусственно созданной Правительством тарифной политики, НЕТ.

Правильно поставленная задача удвоения ВВП была вначале реализована единственно верным решением. Начиная с 2005-2006 годов, все заметнее стала видна однобокость, если не сказать ошибочность, стратегической линии псевдороста экономики. Работало только одно — система накопительства, остальное тормозили те, кто искренне хотел развиваться — «им руки привязали к ногам». Разве в такой позе бегают!? Даже деление накопительного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не смог исправить положение в экономике. Такое положение не может быть исправлено в принципе: это никаким боком не вписывается в стратегию наполнения бюджета. Когда груз на корабль кладут на одну сторону, судно дает крен. Мировой кризис, как скальпель хирурга, вскрыл эти болячки российской экономики. Не только российской. В Латвии было достаточно денег в бюджете, но отсутствовало бюджетоформируюшее производство. Все, что было построено там при СССР, демонтировано и заброшено. ВВП Латвии в денежном выражении небольшими темпами, но росло. Мировой кризис, как ветер купюры, снес дутое благополучие Латвии: уровень жизни скатился до самого низкого в Европе, уровень ВВП упал на 18%, безработица — на 11%. Стратегия бумажного ВВП сыграла злую шутку не только с Россией и с Латвией.

Высокая ставка рефинансирования, сверхвысокие налоги, постоянно растущие цены на товары и услуги — все это не давало масштабного развития экономики России. С октября 2008 г. по май 2009 г. «подушка безопасности» усохла на треть. Приток денег от нефтегазового транша иссяк. ВВП стран Еврозоны и Китая снизился за время кризиса от 1-2% и до 5-6%, в России — на 10,2%, а промышленное производство к концу года — 11-13% (Э. Набиуллина, министр МЭР) «Островок стабильности» сдулся, как резиновый матрац. Экономика накренилась на одну сторону, но еще держится.

Такие испытания нам надо завершать. Осень не за горами.

Появилась потребность в другой стратегии — увеличения ВВП через наращивание дополнительной товарной массы на основе переоснащения и роста реального сектора по перспективным для России направлениям на основе стабильных цен и низкой или очень низкой инфляции.

2. Рост инвестиций в реальный сектор через увеличение денежной массы кредитных организаций при решительном снижении налогов и ставки рефинансирования — вторая задача государства.

В короткие сроки необходимо изменить, а где-то дополнить, банковское и страховое законодательство на основе ужесточения мер. Укрепить устойчивость банковского сектора за счет сужения до 500-550 банков. Инвестировать в модернизированный банковский сектор до $200-250 млрд в течение двух-трех лет без права вывода средств за рубеж на срок действия моратория.

Реально снизить налоги на бизнес с расчетом, чтобы конечный объем налогов не превышал 60-65% в первые 2 года, до 55-60% — в 3-й и 4-й годы действия моратория, и профинансировать недостающую сумму налогов (около $120-170 млрд в год) из федеральных фондов в течение этого периода ( 4 года). С ростом инвестиций через 2 года ВВП будет расти более решительно, чем в 2008 г., и недостающие суммы налогов в бюджете начнут заметно снижаться.

Ввести внутренний мораторий (запрет внутри России) на срок до 4 лет на рост всех федеральных и местных тарифов:
все энергоносители (электроэнергию, нефть, газ, бензин, мазут);
авиа-, ж/д и автоперевозки, включая метро;
ЖКХ услуги;
арендные платежи (под офис, магазины, складские и др. помещения);
маркетинговые, рекламные и пр. внутренние услуги.
Снизить ставку рефинансирования до 3-5% при поддержании инфляции не более 1-3% в год.

Включить в мораторий запрет на рост окладов, зарплат, пенсий, зафиксировав их на день введения моратория и при следующих условиях:

Период действия этого пункта моратория вводится на срок не менее 20 месяцев;

При росте ВВП не ниже 4-5% годовых действие этого пункта моратория приостанавливается;

Рост зарплат после 20 месяцев не должен превышать суммы, эквивалентной количеству процентов снижения расходов производства (или росту производительности труда) в денежном выражении.

Рост корпоративных доходов мог бы идти двумя путями. За счет внутренних резервов снижаются расходы (особенно в тех отраслях, которые имеют отношение к федеральным и местным тарифам). Второе — снижение налогов.

В городе Москве в 2007 году такую структуру ЖКХ, как ДЕЗ, разделили на две: ДЕЗ и ГУ ИС. И в каждом районе Москвы стало на одну структуру больше. Зачем? Разве налогоплательщику нужны такие расходы? От таких действий местных властей население никогда не достигнет 100-процентной оплаты, сколько ни повышай цену на коммунальные услуги, потому что расходы на ЖКХ будут увеличиваться вечно. Неоплаченная населением часть расходов легла на бюджет города.

В ближайшие 3-4 года вывести экономику страны из нефтегазовой зависимости. Выделить 5-7 отраслей экономики, по которым налоговое законодательство будет на 5-10% ниже или ввести другие налоговые льготы для отраслей, на основе которых Россия станет самодостаточной и затем доминировать на международном уровне (в экономическом плане):
золото-алмазная промышленность;
гражданское авиастроение и кораблестроение;
вооружение;
с/х производство (хлеб, мясо-молочное производство и другое);
лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство бумаги, мебели и пр.;
легкая промышленность (выращивание льна и производство из него тканей, на основе больших закупок хлопка наладить производство тканей и одежды, переоснастить производство);
индустрия отдыха и развлечений (это лучше, чем пить водку).
Хочу напомнить, что в начале двухтысячных годов руководство страны приняло решение стать энергетической державой на основе внутренних ресурсов (нефть, газ). Верно рассчитав будущий потенциал этой отрасли, точно и своевременно профинансировали его развитие. Благодаря только нефтегазовой отрасли, Россия резко увеличила ВВП, кардинально изменив экономику страны и, как следствие, жизнь людей стала чуть лучше. Сегодня Россия — Первая Энергетическая Держава в мире.

А ведь это только одна отрасль промышленности. Что же говорить, если мы поднимем хотя бы еще 3-4 отрасли, развивая их на собственных ресурсах. В гражданском авиастроении США работает одна компания Боинг и зарабатывает $350-400 млрд в год. Представляете, какие налоги в бюджет США платит только один Боинг? В 1990 году в СССР было выпущено около 500 самолетов — это 26% самолетного парка авиакомпаний мира, и 215 вертолетов. В 2000 г. авиапром РФ выпустил 4, в 2008 г. — около 8-12 гражданских лайнеров. Подсчитайте, сколько налогов внесли в госказну наши авиастроители.

Решение этих задач не должно тормозить 4 нацпроекта, решение по которым принято ранее руководством страны. Их внедрение для россиян имеют жизнеопределяющее значение.

Нам нужна перезагрузка экономики

Деньгами надо управлять, а не копить — заповедь лучшего финансиста. Что было с деньгами у нас? Находясь на гребне волны, лишние доходы от нефти и газа вскружили нам голову. Отдав долги МВФ, мы стали тратить доходы не в рост, а накапливать и переводить в государственные бумаги других стран под мизерные 3-7% годовых. В лесной промышленности за 2004 год, по данным Rosinvest. Com, валовая прибыль составила 31,1%. Правительство на каждую тысячу у.е. выбрало прибыль, равную не 31,1%, а 3-7%. Деньги вложены именно туда — в ценные бумаги США, откуда больше всего ожидали падение.

Сможем ли мы все осмыслить это, дойдет ли до умов и сердец тех, кто принимает решение? Взгляните на жизнь наших людей. Разве такая доля нам нужна?! Люди ждут перемен. Нам как воздух нужна перезагрузка экономики.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.