Главная » Банки » Россия прокормит 33 миллиарда человек

Россия прокормит 33 миллиарда человек

Если из-за конфликта в Южной Осетии Россия окажется в экономической изоляции, то нашей экономике это только поможет. Такой парадоксальный вывод можно сделать из заявлений Россельхознадзора. Не будет дешевых импортных окорочков — придется вырастить свои. Ненадолго затянув пояса, мы сможем производить достаточно и мяса, и зерна. Еще и другим останется. А по части телевизоров, магнитол и даже треников никакой изоляции не будет — Китай рядом.

— Если будет запущено все, что можно запустить по сельскохозяйственному производству, то мы сможем прокормить 33 млрд человек, — сказал в четверг замглавы Россельхознадзора Николай Власов, выступая на пресс-конференции, посвященной продовольственной безопасности России.

На первый взгляд его слова кажутся фантастикой, ведь наша зависимость импорта — колоссальная. То же продовольствие у нас — на 50% иностранное. Но это вовсе не значит, что так будет всегда. На днях первый вице-премьер Виктор Зубков объявил, что в сельское хозяйство придут колоссальные деньги — до 2012 года крестьяне получат дополнительные субсидии в размере 102 млрд рублей. Одновременно мы откажемся от требований ВТО, которые приняли в одностороннем порядке. А ввоз свинины и окорочков ограничим.

Кому нужно ВТО?

Казалось бы, выход Москвы из соглашений по ВТО должен в первую очередь ударить по России. Дескать, теперь нашим сельхозпроизводителям будет сложнее поставлять свою продукцию на экспорт. Но это неправда. В ВТО, если кто не помнит, нас еще не приняли, а условия этой организации мы уже несколько лет выполняем. Например, ограничиваем поддержку своего сельского хозяйства. Или широко распахиваем двери американским окорочкам. Но принимать нас не хотят.

Это примерно то же самое, что играть в футбол, когда одни ворота заколочены досками. Попробуй пробейся на западный рынок! Местные крестьяне защищены льготами и субсидиями. И благодаря нашему льготному таможенному режиму могут заваливать Россию дешевым мясом и заливать молоком. А нашему приходится решать не только экономические задачи, но и ворох социальных проблем. Это и плохие дороги, и отсутствие «социалки», и кадровый дефицит. Все это сразу не разрешить, но начинать надо. И если уж администрация США в ответ на действия России в Южной Осетии решила «отомстить», заморозив наше вступление в ВТО, то, возможно, это и есть повод привести в чувство сельское хозяйство?

Накачаем еду деньгами

Наше сельское хозяйство никак не выберется из кризиса. Мешает не только повальное пьянство и безграмотность фермеров (этого, увы, хватает), но и объективные проблемы. Например, цены. С начала года минеральные удобрения подорожали на 54%, а горюче-смазочные материалы — на 37%. Стоит ли удивляться, что сельское хозяйство сегодня убыточно! С такой прибылью кредит не отдашь. Единственная отрасль, где дела обстоят более-менее хорошо, — производство зерновых. Там рентабельность достигает 50%.

Как уже писали «Известия», правительство намерено дополнительно выделить 102 млрд рублей на финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. В этом году крестьяне получат 39 млрд руб., далее — по 21 млрд руб. ежегодно. Больше всего будут получать животноводы. В этой отрасли срок окупаемости доходит до 10 лет, и инвесторы этого боятся.

Сами крестьяне также не могут взять кредит — слишком высока банковская ставка. Кроме того, на большой срок его просто не дадут. Чтобы хотя бы частично решить эту проблему, государство будет ежегодно направлять 2,3 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам.

Вырастут цены?

Такие огромные вливания в сельское хозяйство нужны еще и потому, что, отказавшись от импорта, мы можем столкнуться с ростом цен на продукты. Своего-то достаточно не производим. И пока вырастет достаточно кур, свиней и коров, может образоваться дефицит. «Затягивание поясов», увы, необходимая плата за собственную продовольственную безопасность. Если все получится, то это ненадолго.

Минсельхоз уже объявил, что Россия намерена существенно, «на сотни тысяч тонн», сократить импортные квоты на «ножки Буша» и свинину. Это позволит нашим производителям расширить свое присутствие на внутреннем рынке, а значит, и увеличить прибыль, которая пойдет на модернизацию производства, внедрение современных технологий.

Конечно, это произойдет не сразу. Но после того как баланс спроса и предложения выравняется — а именно в этом заключается цель многомиллиардных субсидий, — цены должны стабилизироваться.

Своя еда вкуснее и… безопаснее

Продовольственная безопасность — это не только доступность продовольствия, но и его качество и безопасность. Взять хотя бы ту же американскую курятину. Мало того что среди этой продукции нередки случаи заражения сальмонеллой, так еще и сам процесс производства «ножек Буша» — загадка. Говорят, на российских рынках вполне можно купить окорочка, пролежавшие лет 20 в морозильниках американского резерва на случай атомной войны. Такой привет из прошлого. «Ножка» времен начала перестройки.

Заокеанские птицеводы используют хлор, который консервирует, обеззараживает и придает тушкам товарный вид. Но ведь это еще и сильнодействующий яд! А уж про то, чем питаются эти куры, даже говорить не хочется — различные антибиотики, гормональные препараты, стимуляторы роста… Нужно ли жалеть, что на нашем рынке станет меньше такой птицы?

Американские экспортеры, конечно, будут возмущаться. Доказывать, что их продукция абсолютно безвредна и отвечает всем мыслимым и немыслимым стандартам. Но все это вовсе не забота о наших потребителях, а стремление поддержать свое производство. Если Москва серьезно ограничит поставки, то американское птицеводство понесет многомиллионные убытки. Ведь на Россию приходится около 40% всего заокеанского экспорта курятины.

Что же делать бедным американцам? Подсказываю вариант — запустить по национальному телевидению рекламу, пропагандирующую потребление курятины. Примерно так в свое время поступил президент Грузии Михаил Саакашвили. После того как в 2006 году Россельхознадзор ввел запрет на поставки грузинских вин, он призвал свой народ активнее налечь на алкоголь. Говорят, помогло.

Никто нам ничего не сделает

Задумают нам отомстить — пожалуйста! Но что Запад реально может нам сделать? Ввести эмбарго на поставки электроники — так она уже давно вся собирается в Китае и других азиатских странах. А эти поставщики вряд ли будут вводить против нас какие-либо ограничения. Закрыть нам поставки говядины, по которой мы зависим больше, чем по птице, — тоже пожалуйста. Наши фермеры поднимутся, а пока перебьемся продуктами из Бразилии и Аргентины. Ирония ситуации в том, что любая санкция Запада пойдет нам только на пользу. Ведь наши нефть и газ они все равно будут покупать (свои не «вырастят»), а вот мы без их мяса вполне можем обойтись. Придется, правда, напрячься.

Впрочем, все разговоры об экономическом эмбарго — это тоже блеф. Даже если западные политики надумают «наказать» Россию, местные производители устроят им настоящую обструкцию. Торговые войны хороши, когда их ведет уверенная в своем экономическом благополучии страна. К Америке, которая находится на грани дефолта, это явно не относится. В Европе тоже беспокойно, и слова политиков зачастую мало чего стоят.

Что касается потребительских товаров, то их производство — по западным лицензиям — давно уже налажено в России. Самые раскрученные иностранные марки — от Marlboro до Pepsi — давно уже имеют русские корни. Понятно, что западные инвесторы просто так из России не уйдут. Несмотря на грозные окрики политиков.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.