Министерство юстиции США и ФБР отчитались о ходе борьбы с противозаконными схемами в финансовой сфере и, в частности, с мошенниками, виновными в ипотечном кризисе. Кульминацией этой борьбы на данный момент является операция «Злонамеренная ипотека», проходившая с 1 марта по 18 июня 2008 года практически во всех штатах. Прокуратура завела 144 дела, так или иначе связанных с ипотечным кризисом, который из чисто американского давно превратился во всемирный.
Во время проведения операции «Злонамеренная ипотека» федеральным агентам пришлось столкнуться с тремя видами финансовых афер: мошенничествами с кредитами, обманами, связанными с лишением права выкупа заложенного имущества, и многочисленными фиктивными банкротствами, имеющими отношение к ипотеке. Мошенничества с кредитами часто связаны с грубым обманом в отношении финансового положения заемщика. Это достигается путем завышения дохода или активов и имущества заемщика, предоставлением поддельных или фиктивных документов с места работы и т.д. Аферы с лишением права выкупа заложенного имущества касаются домовладельцев, попавших в тяжелое финансовое положение. Мошенники обещают оставить заложенное имущество, берут за это деньги и ничего не делают либо переоформляют недвижимость на себя.
Обвинения в мошенничестве и незаконной деятельности предъявлены 406 финансистам, оценщикам, заемщикам, адвокатам. Только за два последних дня операции ФБР арестовало в 15 округах разных штатов 60 человек, которые, как утверждают в Минюсте, нанесли ущерб в размере $1 млрд. «Мошенничества с ипотекой и связанными с ней ценными бумагами представляют значительную угрозу нашей экономике, стабильности американского рынка недвижимости и спокойствию миллионов владельцев домов, — заявил Марк Филип, заместитель генерального прокурора США. — Операция „Злонамеренная ипотека“ и другие наши мероприятия, связанные с ипотечным кризисом, показывают решимость Министерства юстиции бороться с финансовыми криминальными схемами. Мы намерены приложить все усилия, чтобы виновные понесли заслуженную ответственность».
Скоординированные действия
Как подчеркнул директор ФБР Роберт Мюллер, операция «Злонамеренная ипотека» является скоординированным мероприятием, которое направлено на обезвреживание физических лиц и групп лиц, занимающихся аферами с кредитами. ФБР намерено и дальше заниматься этой серьезной криминальной проблемой, которая угрожает экономике страны. Кроме сотрудников Министерства юстиции и ФБР, в операции принимали участие агенты и сотрудники почтовой и налоговой служб, Службы иммиграции и натурализации, Секретной службы, Министерства жилищного строительства и городского развития. Эта операция является логическим продолжением более ранних мероприятий правоохранительных органов: «Продолженного действия» (2004 год) и «Щелчка» (2005 год). В 2007 — 2008 годах число агентов ФБР, расследующих преступления, связанные с ипотекой, увеличилось на 50%. Число же дел, связанных с ипотекой, за последние три года удвоилось, превысив 1400.
«Это даже не верхушка айсберга, который потопил „Титаник“, — заявил Ральф Робертс, брокер из Детройта и автор нескольких книг по экономике. — По-моему, ипотечный кризис нанес сильнейший удар экономике всей страны». Сейчас правоохранительные органы расследуют деятельность 19 относительно крупных компаний, включая инвестиционные фонды и ипотечные банки, совершивших ошибки в бухгалтерии и допустивших другие финансовые нарушения. ФБР не намерено останавливаться на достигнутом, тем более учитывая, что достигнуто не так уж и много. Шэрон Ормсби, начальник департамента финансовых преступлений ФБР и координатор операции «Злонамеренная ипотека», сказала, что 400 первых задержанных — «хорошее начало», и пообещала новые аресты. Судя по заявлениям президента Буша, обвинившего финансистов Уолл-стрит в том, что у них похмелье, от которого плохо всей Америке, ждать осталось недолго. Кроме менеджеров крупных инвестиционных фондов, в сети попалась и мелкая рыбка. Причем исключительно физические лица. Ормсби отказалась сообщить, сколько еще человек рассчитывает арестовать ФБР, но сказала, что в расследовании на постоянной основе задействованы 200 опытных агентов.
«Сладкая парочка»
Формально ипотечный кризис начался с банкротства двух инвестиционных фондов, принадлежащих банку Bear Stearns. Главных виновников, Ральфа Чиоффи и Мэтью Таннина, менеджеров фондов, агенты ФБР арестовали прямо на дому, соответственно в Нью-Йорке и Тенафлае (штат Нью-Джерси) в 7 часов утра 19 июня. В полицейском управлении у арестованных сняли отпечатки пальцев, после чего надели наручники и отвезли в суд, где зачитали обвинение. Суть всех девяти пунктов сводится к одному: намеренно или случайно Ральф Чиоффи и Мэтью Таннин внушали клиентам, что в их фондах, несмотря на разворачивающийся кризис, дела идут хорошо и оснований для паники и изъятия денег нет. Именно от ответа на этот вопрос будет зависеть судьба обвиняемых.
Прокуратура Восточного округа Нью-Йорка, естественно, утверждает, что менеджеры обманывали инвесторов преднамеренно и, следовательно, должны понести суровое наказание. Адвокаты обвиняемых напирают на то, что ничего криминального и экстраординарного не произошло и что фонды Чиоффи и Таннина теряли деньги точно так же, как и остальные финансовые институты с Уолл-стрит. По их мнению, следственные органы выбрали менеджеров лишь потому, что те стали первыми крупными банкротами и поэтому оказались самой легкой целью. Как утверждает защита, Чиоффи и Таннин ни в чем не виноваты, и правоохранительные органы сделали из них козлов отпущения, желая доказать, что не сидят сложа руки.
Ральф Чиоффи, проработавший в Bear Stearns 22 года и имевший репутацию опытного финансиста, руководил фондом со сложным названием High Grade Structured Credit Strategies Fund. Дела в нем, так же как в большинстве других инвестиционных фондов, занимавшихся в 2003 — 2006 годах ипотекой, шли отлично. Достаточно сказать, что финансовый год, завершившийся летом 2006-го, фонд закончил почти с 40-процентной прибылью. По просьбам многочисленных клиентов банка в августе 2006 года Bear Stearns открыл второй фонд с еще более мудреным названием — High Grade Structured Credit Strategies Enhanced Leverage Fund, поставив во главе его Мэтью Таннина. Оба фонда в отдельных случаях занимали до $20 на $1 привлеченных средств.
Как следует из обвинения, предъявленного Чиоффи и Таннину, они еще с марта 2007 года знали о нарастающих с каждым днем проблемах в фондах. 1 мар-та Ральф Чиоффи собрал сотрудников своего фонда, распорядился разлить водку и предложил выпить за то, что бурный февраль закончился. Но уже в конце марта признался близкому другу: «В марте мы сработали из рук вон плохо». Стало ясно, что ипотечный рынок стоит на краю больших потрясений. Свои тревоги «сладкая парочка» скрывала не только от клиентов, но и от боссов Bear Stearns. «Сейчас у нас потрясающие возможности для развития бизнеса. Мы продолжаем работать в прежнем режиме», — заявил Чиоффи 7 марта одному из директоров банка. Таннин был менее опытным финансистом и, наверное, поэтому волновался больше Чиоффи. Коллеги общались посредством электронной почты. Переписка приобщена к делу и, по мнению обвинения, доказывает вину арестованных.
Чиоффи успокаивал напарника: «Мы же не 19-летние юнцы, попавшие в Ирак, чтобы дрожать от страха». Несмотря на тревоги, Мэтью Таннин, как и прежде, продолжал обрабатывать клиентов. Причем получалось у него это весьма неплохо. «Хочешь верь, хочешь не верь, но я уговорил народ добавить еще денег», — похвалился он в очередном послании.
По мере ухудшения положения на ипотечном рынке нарастало и беспокойство Ральфа Чиоффи. 23 марта он перевел $2 млн из своих $6 млн в Enhanced Fund в другой фонд Bear Stearns — Structured Risk Partners, работавший с менее рискованными бумагами. Как справедливо считает обвинение, этот шаг, о котором он не сказал ни слова встревоженным инвесторам, является неопровержимым доказательством того, что личные интересы для Чиоффи были выше интересов клиентов. Адвокаты Чиоффи и Bear Stearns пытаются представить это доказательство слишком притянутым, якобы деньги были переведены для поддержки нового фонда, с которым обвиняемый раньше не работал.
Холодный расчет
Во второй половине апреля Barclays Bank, крупнейший клиент High Grade Structured Credit Strategies Fund, захотел забрать $57 млн. На просьбу вернуть деньги Ральф Чиоффи ответил, что сам держит в фонде $8 млн, или треть своего состояния. Через несколько дней от Таннина пришло очередное паническое письмо, в котором он предлагал закрыть оба фонда. Бизнесмен запаниковал после того, как прочитал где-то отчет о положении дел на ипотечном рынке, где говорилось, что их бумаги стремительно теряют в цене. «Если данные верны, то весь ипотечный рынок находится на грани краха», — писал он Чиоффи. Кстати, это письмо Таннин прислал не по почтовой системе Bear, а на адрес жены Чиоффи.
Еще через несколько дней, 25 апреля, состоялось собрание инвесторов. Ральф Чиоффи и Мэтью Таннин очень уверенно и хладнокровно заверили клиентов, что дела в фондах идут хорошо, оснований для волнений нет. Конечно, менеджеры не только лгали инвесторам, но и пытались предпринять другие шаги, в большинстве своем тоже незаконные. К примеру, для создания видимости нормального положения в фондах они предложили руководству Bear Stearns завысить стоимость ценных бумаг, но получили отказ.
В июне, когда ипотечный рынок продолжил затяжное падение, Ральф Чиоффи сообщил инвесторам, что те не могут забрать свои деньги. Несмотря на последнюю попытку Bear спасти фонды при помощи займа в $3,2 млрд, предпринятую 22 июня 2007 года, клиенты обоих фондов потеряли все свои инвестиции (по разным данным, от $1,45 до 1,6 млрд). Только перед самым банкротством High Grade Чиоффи, заработавший за год до этого сумму с семью нулями, горько сказал: «Я сделал все, что мог, чтобы швырнуть свою 30-летнюю карьеру коту под хвост».
Разорение High Grade Structured Credit Strategies Fund и High Grade Structured Credit Strategies Enhanced Leverage Fund в июне 2007 года стало первым крупным банкротством ипотечного кризиса и своего рода катализатором, вызвавшим цепную реакцию банкротств и списаний на общую сумму в $350 млрд. Ускорило оно и кончину самого Bear Stearns. Несмотря на то, что руководство банка проходит по делу в качестве свидетелей, у многих аналитиков имеются серьезные сомнения относительно их невиновности. Может быть, Чиоффи и Таннин своими тревогами с руководством Bear и не делились, но в правлении не могли не знать о плачевном положении дел. Получается, что знали, но ничего не предприняли, кроме выдачи в самом конце займа, который уже ничего решить не мог.
В аресте Ральфа Чиоффи и Мэтью Таннина, как и в самом начавшемся расследовании, аналитики усматривают проверку правоохранительной системы США, которая должна бороться не только с убийцами и гангстерами, но и с финансовой преступностью. «Это дело не о плохой стратегии управления инвестиционными фондами, — сказал на пресс-конференции после арестов Марк Мершон, директор нью-йоркского отделения ФБР. — Речь идет о преднамеренной лжи инвесторам и кредиторам. Обвиняемые воспользовались доверием клиентов для спасения собственных денег». Несмотря на незыблемость позиции прокуратуры, многие специалисты сомневаются, что дело, доказательная база которого в большой степени основывается на переписке по электронной почте, закончится тюрьмой для Ральфа Чиоффи и Мэтью Таннина.
То ли еще будет
Как считают специалисты Международного валютного фонда (МВФ), ипотечный кризис из чисто американского давно превратился во всемирный. В последнем аналитическом докладе МВФ по финансовой стабильности в мире говорится, что падение цен на недвижимость и замедление темпов экономического роста больно бьют по кредитам. Банки вновь очутились под сильным давлением. Дальнейшее сворачивание кредитной политики финансовыми институтами может привести к еще большему замедлению экономики. По оценкам МВФ, в результате кредитного и ипотечного кризиса, по состоянию на апрель 2008 года, банки потеряли в общей сложности $1 трлн. Почти половину потерь банкиры признали и списали. Общая сумма списаний приблизилась к $500 млрд. На возмещение потерь удалось найти не больше двух третей этой суммы. Отсюда простой вывод — для того, чтобы держаться на плаву, банкам придется еще больше ограничить выдачу кредитов.
В США, к примеру, кредитование частного сектора экономики уже опустилось до самого низкого уровня после рецессии 2001 года. К тому же центральные банки не могут и дальше повышать учетные ставки для стимулирования экономики. МВФ также предупреждает, что кредитные риски в США переходят с ипотеки в недвижимости на ипотеку в других сферах и все остальные виды кредитов. Кризис охватил и главных игроков этого рынка — Fannie Mae и Freddie Mac, финансирующих половину всей ипотеки в Америке (около $12 трлн). Министерство финансов было вынуждено согласиться на правительственные гарантии, одобренные Конгрессом. Цена этого обещания — $100 млрд. Даже Минфин России вдвое, до $50 млрд, уменьшил свои активы в этих американских гигантах. Как считает Ларри Саммерс, бывший министр финансов США, единственный выход из сложившегося положения — временная ренационализация этих двух компаний. Она, конечно, обанкротит акционеров, но даст больше денег для выдачи людям, которым грозит потеря жилья. Однако такое решение увеличит национальный долг США более чем на 50% — с $9 до 15 трлн.
Страдать от ипотечного кризиса будут не только промышленно развитые страны. Индии и Китаю, по-прежнему продолжающим развиваться намного быстрее «старых» промышленно развитых стран, чтобы справиться с растущей инфляцией, приходится поднимать учетные ставки. КНР также является крупнейшим владельцем облигационных займов Fannie Mae и Freddie Mac, стоимость которых в связи с углублением кризиса резко упала.
Прибыль 8533 американских банков за четвертый квартал 2007 года снизилась с $35,2 млрд до 646 млн, по сравнению с тем же периодом 2006 года. Это был самый худший квартал в работе банков начиная с 1990 года. Кроме дальнейших убытков и списаний, банкам следует готовиться к искам, вроде того, что подал Фрэнк Джексон, мэр Кливленда. Он судится с 21 крупнейшим инвестиционным банком, включая Deutsche Bank Trust Co., Wells Fargo, Ameriquest Mortgage Co., Countrywide Financial Corp., HSBC Holdings, JPMorgan Chase, Washington Mutual Inc., Citigroup Inc., Bank of America Corp., NovaStar Financial Inc., Bear Stearns, IndyMac Bancorp и Credit Suisse. Джексон обвиняет банки в том, что они вызвали ипотечный кризис в Кливленде. О сумме иска не сообщается, но речь явно идет о сотнях миллионов долларов.
Учитывая то, с каким трепетом американская Фемида относится к прецедентам, можно предположить, что подобные иски наверняка будут подавать и мэры других городов. Примерно с такой же мотивировкой — за тысячи требований выселения, которые тормозят развитие экономики и подрывают рынок жилья, судятся с Countrywide Financial Corp., крупнейшим в США банком, выдающим ссуды на покупку жилья, власти штатов Иллинойс и Калифорния. Конечно, федеральные власти предпринимают не только карательные меры. В самом конце июля президент Буш, к примеру, подписал закон, облегчающий положение 400 000 владельцев домов, которые не в состоянии возвращать кредиты и задолжали больше, чем стоит их недвижимость. С 1 октября Federal Housing Administration начнет выдавать им на приемлемых условиях кредиты на общую сумму $300 млрд. По мнению экономистов из Белого дома, этот закон даст временную передышку терпящим бедствие Fannie Mae и Freddie Mac и окажет на финансовый рынок стабилизирующее воздействие.